Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по собственности
по проекту федерального закона N 280839-5 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике"
(в части уточнения понятия "научная организация")
- внесен членом Совета Федерации Х.Д. Чеченовым, депутатами Государственной Думы В.А. Черешневым, В.К. Осиповым, В.В. Зубаревым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по собственности в качестве комитета - соисполнителя рассмотрел указанный законопроект и по его существу отмечает следующее.
Законопроектом предлагается скорректировать понятие "научных организаций", а также уточнить виды организаций, на которые они могут подразделяться путем установления количественных и качественных критериев отнесения субъектов хозяйственной деятельности к научным организациям.
Авторы законопроекта предлагают исключить из определения понятия "научная организация" слова "общественные объединения научных работников". Такая новелла законопроекта частично поддерживается Комитетом, поскольку в предлагаемой редакции на статус "научной организации" не могут претендовать общественные объединения, не прошедшие государственной регистрации и не получившие правой статус юридического лица, что предоставит возможность улучшить предоставление адресной государственной поддержки научным организациям. Вместе с тем, данная новелла теоретически оставляет возможность получения статуса "научной организации" различного рода общественными объединениями (такими как общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности и другое) в случае их государственной регистрации, что, вероятно, не соответствует целям законопроекта. Следует также отметить, что не каждая организационно-правовая форма юридического лица пригодна для осуществления научной деятельности. Например, научная организация никогда не может быть организована как религиозная организация или благотворительный фонд. Также трудно себе представить научную организацию в форме потребительского кооператива или товарищества собственников жилья. Представляется, что наиболее правильным решением было бы определение в Федеральном законе "О науке и государственной научно-технической политике" закрытого перечня организационно-правовых форм юридических лиц, которые могут быть признаны научными организациями. В этой части законопроект нуждается в доработке.
Законопроектом предлагается изменить классификация научных организаций (новая редакция абзаца второго пункта 1 статьи 5 ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" - пункт 2 статьи 1 законопроекта). При этом из классификационного перечня исключаются научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования. Несмотря на то, что данный перечень не является закрытым, существует опасность, что реализация проектируемой нормы может привести к утрате высшими учебными заведениями и созданными ими научными организациями статуса научной организации, в том числе высшими учебными заведениями, являющимися признанными научными центрами. К сожалению, пояснительная записка к законопроекту не содержит достаточной аргументации в пользу изменения существующей классификации научных организаций. По мнению Комитета, данное положение законопроекта нуждается в дополнительном обосновании.
Относительно содержащегося в законопроекте предложения об обязательном наличии в научной организации ученого совета в качестве одного из органов управления Комитет отмечает, данная новелла может вступить в противоречие с рядом законов об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц. Следует принимать во внимание, что возможность создания такого органа именно как органа управления юридического лица (что означает наличие определенной совокупности прав и обязанностей (компетенции), осуществляемых в соответствии с целью создания юридического лица), законодательством допускается для некоммерческих организаций, а для коммерческих организаций - только в отношении государственных или муниципальных унитарных предприятий (пункт 4 статьи 21 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятий"). В связи с этим можно сделать заключение, что положения пункта 4 статьи 7 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", устанавливающей, что "ученые советы государственных научных организаций разрабатывают и утверждают планы научных работ и развития государственных научных организаций гласно исходя из государственных заданий, профиля государственных научных организаций, их научных и экономических интересов", могут применяться в отношении научных учреждений, созданных в организационно-правовой форме государственного унитарного предприятия.
Что касается акционерных обществ (АО) и обществ с ограниченной ответственностью (ООО), в организационно-правовых формах которых могут быть созданы научные организации, то федеральными законами "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" возможность создания ученого совета в качестве органа управления АО или ООО не предусмотрена. Для устранения возможной правовой коллизии следует внести изменения в указанные федеральные законы.
В целом, по мнению Комитета, необходимость внесения предлагаемых законопроектом изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" не является очевидной.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по собственности рекомендует Государственной Думе отклонить рассматриваемый законопроект при рассмотрении его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.