Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке
на проект федерального закона N 280839-5 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике"
(в части уточнения понятия "научная организация")
внесен Х.Д. Чеченовым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации, а также В.А. Черешневым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию и науке рассмотрел указанный проект федерального закона.
Как следует из пояснительной записки, законопроектом вносятся изменения, направленные на уточнение понятия "научная организация", отражающие специфические особенности научной организации и устанавливающие качественные и количественные критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к научным организациям.
В соответствии с п.1 статьи 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" научными организациями признаются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", направленные на уточнение определения понятия "научная организация" и предусматривающие исключение такой формы научной организации, как общественное объединение научных работников, установление минимального объема научной и (или) научно-технической деятельности в общем объеме деятельности научной организации (не менее пятидесяти процентов), а также введение нового признака научной организации - наличие среди органов ее управления ученого (научного, научно-технического) совета, избираемого в соответствии с учредительными документами такой организации.
Комитет отмечает, что исключение из числа научных организаций общественных объединений представляется необоснованным и противоречащим нормам Федерального закона "Об общественных объединениях". Так, согласно статье 5 названного Федерального закона "право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения". При этом предусмотрены конкретные организационно-правовые формы общественных объединений.
Кроме того, в соответствии с п. 9 статьи 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" научные работники вправе создавать на добровольной основе общественные объединения (в том числе научные, научно-технические и научно-просветительские общества, общественные академии наук) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об общественных объединениях.
Статьей 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" предусматривается, что для научной организации осуществление научной и (или) научно-технической деятельности является основной деятельностью.
В этой связи установление пятидесятипроцентного порога объема выполняемой научной и (или) научно-технической деятельности в общем объеме деятельности научной организации представляется излишним. В случае установления предлагаемого порога из числа научных могут быть исключены организации, в структуре которых находятся опытные производства, медицинские клинические базы, подразделения, осуществляющие внедренческую деятельность.
На представленный законопроект поступили отзывы от:
- 28 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - 27 положительных и 1 отрицательный;
- 11 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - 9 положительных и 2 отрицательных.
Комитет Государственной Думы по собственности V созыва рекомендовал Государственной Думе отклонить рассматриваемый законопроект при рассмотрении его в первом чтении. Относительно содержащегося в законопроекте предложения об обязательном наличии в научной организации ученого совета в качестве одного из органов управления Комитет отмечает, данная новелла может вступить в противоречие с рядом законов об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц.
Общественная палата Российской Федерации поддерживает представленный законопроект. Одновременно в целях повышения уровня научной проработки и обоснованности, принимаемых научной организацией решений, Общественная палата Российской Федерации считает целесообразным рассмотреть возможность законодательного закрепления полномочий ученых (научных, научно-технических) советов, как одного из независимых органов управления научно-технической организацией.
Правительство Российской Федерации указанный законопроект не поддерживает, поскольку он представляется необоснованным и противоречащим нормам Федерального закона "Об общественных объединениях".
Правовое управление Государственной Думы в своем заключении указывает на необходимость дополнительного обоснования законопроекта с учетом положений гражданского законодательства в части формирования органов управления юридических лиц.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по образованию и науке рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 280839-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (в части уточнения понятия "научная организация") в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.