Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается предоставить подозреваемому (обвиняемому), в отношении которого применена мера пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста с установлением запрета на выход за пределы жилого помещения, в котором он проживает, возможность краткосрочного выезда (продолжительностью до 2 суток, не считая времени в пути) c разрешения следователя (дознавателя), начальника подразделения дознания, руководителя следственного органа или суда из следственного изолятора или места отбывания домашнего ареста в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелое заболевание близкого родственника, угрожающее жизни больного) в сопровождении сотрудника соответствующего органа.
Учитывая, что возможность выезжать за пределы исправительных учреждений, в том числе в связи с названными исключительными личными обстоятельствами, предоставлена осужденным к лишению свободы, отсутствие в законодательстве Российской Федерации аналогичных положений в отношении подозреваемых (обвиняемых), по мнению авторов законопроекта, ставит последних в неравное положение по сравнению с осужденными.
В этой связи полагаем необходимым отметить, что при определении порядка и условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в местах содержания под стражей или под домашним арестом, с одной стороны, и осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях, с другой, законодатель учитывал существенные различия в правовом положении названных категорий лиц, обусловленные их процессуальным статусом, а также характерные для каждой стадии уголовного судопроизводства цели и задачи.
Так, одной из основных целей такой стадии как исполнение уголовного наказания, которая регламентируется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации (далее - УИК РФ), является исправление осужденных, реализацию которого обеспечивают установленные УИК РФ порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных, оказания осужденным помощи в социальной адаптации. Эффективность исправительного воздействия на осужденных достигается, в том числе, путем применения к осужденным поощрительных мер и предоставления осужденным возможности реализовать свои законные интересы. В этой связи выезды за пределы исправительных учреждений осужденных к лишению свободы рассматриваются, в том числе, как способствующие поддержанию и укреплению социально-полезных связей, облегчению адаптации осужденных в обществе после освобождения, самостоятельному решению ими вопросов о трудовом и бытовом устройстве после освобождения, реализации права работающих осужденных на отдых и т.п. При этом согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в его Определении от 22 марта 2012 года N 596-О-О, положения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации о выездах осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений "не определяют безусловного права осужденных, а закрепляют исключение из условий отбывания наказания в исправительных учреждениях, допускаемое с учетом характера и тяжести совершенного преступления, отбытого срока, личности и поведения осужденного".
В свою очередь на стадии предварительного расследования и судебного рассмотрения уголовного дела, в частности, в отношении лиц, заключенных под стражу или содержащихся под домашним арестом, правовая регламентация режима в местах содержания под стражей, а также порядок и условия исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста направлены прежде всего на выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Так, согласно статье 3 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в целях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК РФ). О целях применения любой из мер пресечения, предусмотренных УПК РФ, свидетельствуют установленные статьей 97 УПК РФ основания для их избрания: наличие достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый скроется от дознания, предварительного следствия, суда, или может продолжить преступную деятельность, или может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Названные положения уточняются в специальных нормах УПК РФ, посвященных конкретным мерам пресечения. Так, в силу части первой статьи 108 УПК РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, при наличии одного из следующих обстоятельств: подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
В свою очередь домашний арест в качестве меры пресечения, согласно части первой статьи 107 УПК РФ, также избирается при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении... с возложением ограничений и (или) запретов и осуществлением за ним контроля.
Анализ названных положений позволяет сделать вывод о том, что в отношении лиц, находящихся под стражей или под домашним арестом, установленный в местах содержания под стражей режим или определенные судом в соответствии с положениями УПК РФ условия отбывания домашнего ареста предусматривают такую изоляцию и вытекающие из нее ограничения, которые необходимы прежде всего в интересах расследования преступления и судебного рассмотрения дела.
При этом смысл изоляции подозреваемых и обвиняемых заключается, в частности, в пресечении их нежелательных контактов или действий, которые могут помешать установлению истины по делу. Исходя из этого, в частности, в соответствии с Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в отношении подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, должны быть соблюдены основные требования обеспечения изоляции: запрещаются переговоры, передача каких-либо предметов и переписка подозреваемых и обвиняемых с подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в других камерах или иных помещениях мест содержания под стражей; подозреваемые и обвиняемые находятся в местах содержания под стражей под охраной и надзором и передвигаются по территориям этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей; контакты подозреваемых и обвиняемых с лицами, находящимися на свободе, в том числе переговоры, свидания, переписка, получение передач и посылок осуществляются под контролем администрации места содержания под стражей: переписка этих лиц подвергается цензуре, посылки и передачи - досмотру, свидания проходят в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, в присутствии сотрудника места содержания под стражей. Даже встречи подозреваемого и обвиняемого с защитником организуются в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть их, но не слышать.
При этом согласно части пятой статьи 32 названного федерального закона основные требования обеспечения изоляции должны соблюдаться при перемещении подозреваемых и обвиняемых за пределами мест их содержания под стражей.
Изоляция лиц, которым избрана мера пресечения в виде домашнего ареста обеспечивается запретами и (или) ограничениями, предусмотренными частью седьмой статьи 107 УПК РФ и устанавливаемыми судом с учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого и фактических обстоятельств.
Таким образом, порядок и условия исполнения названных мер пресечения имеют свои особенности по сравнению с режимом, установленным в исправительных учреждениях, что обусловлено целями уголовно-процессуального законодательства и процессуальным статусом подозреваемых и обвиняемых, который определяется положениями уголовно-процессуального законодательства.
Об этом свидетельствует и позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в его Определении от 22 марта 2012 года N 596-О-О, по вопросу предоставления выездов за пределы следственного изолятора осужденным к лишению свободы, переведенным в следственный изолятор в связи с необходимостью их участия в следственных действиях или в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого): "вопрос о возможности выезда за пределы следственного изолятора должен разрешаться с учетом процессуального статуса лица, переведенного в следственный изолятор, и положений Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Иное противоречило бы конституционно значимым целям применения меры пресечения в виде заключения под стражу, закрепленным в статьях 97 и 108 УПК Российской Федерации".
Кроме того, из текста законопроекта не усматривается, каким образом будут обеспечиваться в течение предлагаемых проектом двух суток указанные выше основные требования изоляции при перемещении подозреваемых и обвиняемых за пределами мест их содержания под стражей, связанные с местом и порядком содержания названных лиц в этот период, исключением нежелательных контактов, устранением возможности передачи сведений, которые могут помешать установлению истины по делу, или запрещенных предметов и т.п., и в каком нормативном правовом акте будет регламентирован порядок обеспечения этих требований для данного случая.
Также отмечаем, что в соответствии с частями второй и четвертой статьи 12 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" конвоирование содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым маршрутам осуществляется специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Конвоирование же этих лиц, содержащихся в следственных изоляторах, для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и их охрана во время производства процессуальных действий возложено на полицию.
Заместитель начальника управления |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.