Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и строительству
по проекту федерального закона N 571900-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству рассмотрена измененная редакция проекта федерального закона N 571900-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения случаев, при которых до 1 марта 2015 года не требуется получение разрешения на ввод в эксплуатацию объекта индивидуального жилищного строительства), внесенного Рязанской областной Думой (далее - законопроект).
Статьей 1 законопроекта предлагается исключить из-под действия "дачной амнистии" объекты индивидуального жилищного строительства, расположенные на территориях или в зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). С указанной целью законопроектом вносятся изменения в статью 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В этой связи Комитет по транспорту и строительству отмечает, что с 1 января 2017 года большая часть положений Закона N 122-ФЗ, включая статью 25.3, утрачивают силу.
Проектируемыми изменениями в статью 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (статья 3 Законопроекта) предлагается установить порядок, согласно которому для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства, расположенные на территориях или в зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), необходимо наличие наряду с правоустанавливающим документом на земельный участок разрешения органа местного самоуправления на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешения на строительство.
В связи с вышеизложенным Комитет отмечает, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) на территории памятника или ансамбля запрещается строительство объектов капитального строительства. Пунктом 2 статьи 34 Федерального закона N 73-ФЗ установлен запрет строительства в границах территории охранной зоны объекта культурного наследия.
Таким образом, в случае принятия изменений, предлагаемых субъектом права законодательной инициативы, возможна коллизия норм Федерального закона N 73-ФЗ с положениями Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в редакции, предлагаемой законопроектом. В частности, действующее законодательство содержит запрет на строительство объектов капитального строительства на территории объектов культурного наследия, а принятие норм, предлагаемых законопроектом, может создать условия для легализации объектов индивидуального жилищного строительства, построенных в границах объектов культурного наследия при условии наличия соответствующих разрешительных документов.
Помимо изложенного, Комитет отмечает, что в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 года N 459-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2017 года при строительстве или реконструкции объекта капитального строительства в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения вводится требование о необходимости получения заключения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства или применительно к объектам индивидуального жилищного строительства описания его внешнего облика предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Указанное заключение предоставляется застройщиком одновременно с подачей заявления о выдаче разрешения на строительство либо запрашивается органом, уполномоченным на выдачу разрешения на строительство, самостоятельно.
Более того, Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 95-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и статью 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" вводится дополнительная форма обеспечения сохранности объектов культурного наследия - защитная зона, устанавливаемая до разработки и утверждения в установленном порядке зон охраны данного объекта культурного наследия. В границах защитной зоны объекта культурного наследия в целях обеспечения сохранности такого объекта культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещается строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 571900-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.