Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 991774-6 "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части учета мнения общественности при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, муниципальной образовательной организации дополнительного образования), внесенный Законодательным Собранием Республики Карелия
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 24 марта 2016 года (протокол N 290, пункт 47) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 991774-6 "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части учета мнения общественности при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, муниципальной образовательной организации дополнительного образования), внесенный Законодательным Собранием Республики Карелия.
Законопроектом предлагается часть 12 статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) изложить в новой редакции и установить, что решение о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, муниципальной образовательной организации дополнительного образования может быть принято только с учетом мнения населения городского поселения, сельского поселения или городского округа, на территории которых расположены указанные муниципальные образовательные организации.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке рассматриваемый законопроект подготовлен с целью предоставления населению, проживающему в городских, сельских поселениях и городских округах, права выражать свое мнение при реорганизации или ликвидации муниципальных общеобразовательных организаций, муниципальных образовательных организаций дополнительного образования. Вместе с тем, доводы авторов об отсутствии такого права в настоящее время нельзя признать в полной мере обоснованными по следующим основаниям.
Так, согласно действующей редакции части 12 статьи 22 Федерального закона об образовании принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения. Указанная правовая норма направлена, прежде всего, на защиту и сохранение инфраструктуры общеобразовательных организаций сельских территорий и малочисленных населенных пунктов в условиях оттока работоспособного населения в города. Данная мера должна являться дополнительным фактором, повышающим социальную привлекательность, как самих сельских поселений, так и населенных пунктов, входящих в состав таких сельских поселений.
Также следует учитывать, что частью 11 статьи 22 Федерального закона об образовании установлено, что принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.
Частью 14 указанной статьи определено, что порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил создания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации и подготовки указанной комиссией заключений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2014 г. N 84, предусмотрено включение в состав комиссий представителей общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Как показывает практика, аналогичные требования по включению представителей общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования, представителей общественности, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в состав комиссий по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальных образовательных организаций предусмотрены правовыми актами уполномоченных органов субъектов Российской Федерации (Постановление Правительства Республики Карелия от 5 июня 2014 г. N 170-П "Об утверждении Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Республики Карелия, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), Порядка создания комиссии по оценке последствий решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Республики Карелия, муниципальной образовательной организации и подготовки ею заключений", Постановление Правительства Ленинградской области от 19 февраля 2014 г. N 27, приказ Департамента образования и науки Приморского края от 21 февраля 2014 г. N 153 и др.).
Необходимо также отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.
Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций субъекта Российской Федерации, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, вопрос защиты интересов граждан независимо от места их проживания, в части обеспечения детей социальной инфраструктурой, в том числе образовательными организациями различных типов и видов, в настоящее время в полной мере урегулирован на законодательном уровне. Законодательство Российской Федерации уже предусматривает механизмы учета мнения населения при реорганизации или ликвидации образовательных организаций, в том числе и муниципальных.
Кроме того, по мнению Комитета, следует учитывать, что обеспечение проведения единой государственной политики в области образования, определение основных направлений развития и совершенствования общего и профессионального образования, а также развитие системы бесплатного образования отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации (статья 17 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает внесение предлагаемых изменений излишним, не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 991774-6 "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части учета мнения общественности при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, муниципальной образовательной организации дополнительного образования) и рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.