Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 1050228-6 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, пострадавших в период Великой Отечественной войны" внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, М.В. Емельяновым, О.А. Ниловым, А.Л. Бурковым, О.Н. Епифановой, О.В. Шеиным, П.И. Пимашковым; а также А.Л. Романовичем, А.Г. Тарнавским, Т.Н. Москальковой, А.В. Руденко, И.Р. Самиевым, А.В. Кузьминой, С.А. Дорониным, А.В. Кравцовым, О.Л. Михеевым, А.В. Казаковым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев данный проект федерального закона с учетом поступивших отзывов, замечаний и предложений, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов отмечает следующее.
Законопроектом предлагается установить статус детей Великой Отечественной войны гражданам Российской Федерации, которым на момент окончания Великой Отечественной войны (9 мая 1945 г.) было менее 18 лет, и статус тружеников тыла гражданам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 27 января 1945 г. не менее шести месяцев, исключая периоды работы на временно оккупированных территориях СССР, а также награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и предоставить им дополнительные меры социальной поддержки, осуществляемые за счет средств федерального бюджета.
Согласно пояснительной записке к законопроекту его действие предлагается распространить на граждан, чье детство совпало с годами войны. При этом не учитывается, что лица, достигшие возраста 18 лет до 9 мая 1945 г., в определенный период являлись несовершеннолетними. В связи с этим остаются неясными основания распространения положений законопроекта именно на лиц, не достигших 18 лет до 9 мая 1945 г. включительно.
Законопроектом также предлагается лицам, имеющим статус детей Великой Отечественной войны, предоставлять ежемесячную денежную выплату независимо от права на ЕДВ по другим федеральным законам и нормативным правовым актам.
Однако необходимо отметить, что в действующем законодательстве о социальной защите и социальном обеспечении различных категорий граждан закреплено универсальное правило: при наличии у гражданина одновременно права на одну и ту же выплату, льготу, гарантию по различным основаниям и по различным нормативным правовым актам применяется только одно основание, за исключением случаев, прямо оговоренных в законодательстве.
Такое исключение сделано, в частности, в отношении лиц, пострадавших в радиационно опасных авариях, являющихся ветеранами: они имеют право на данную выплату и в соответствии Федеральным законом "О ветеранах", и в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 г. N 1244-1 и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ. Аналогичный принцип применен также в отношении Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы.
Статьей 3 законопроекта предлагается установить статус тружеников тыла гражданам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 27 января 1945 года не менее шести месяцев, исключая периоды работы на временно оккупированных территориях СССР, а также награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Установление временного периода работы в тылу с 22 июня 1941 года по 27 января 1945 году необоснованно сужает круг лиц, которые могли бы претендовать на получение указанного статуса, поскольку в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" статус ветеранов Великой Отечественной войны получают лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года.
Кроме того, законопроектом предлагается установить для указанных лиц компенсацию расходов на оплату жилых помещение и коммунальных услуг в размере 25 процентов.
Вместе с тем в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 12 января 19995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, предлагаемые изменения требуют внесения соответствующих изменений в статью 20 Федерального закона "О ветеранах".
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию законопроекта.
Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Учитывая изложенное, комитет не поддерживает концепцию проекта федерального закона и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.