Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 1095773-6 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части продления срока бесплатной передачи жилых помещений в собственность граждан), внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, В.В. Сысоевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1095773-6 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части продления срока бесплатной передачи жилых помещений в собственность граждан), внесенный депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, В.В. Сысоевым, (далее - законопроект) и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается путем внесения изменений в абзац первый части 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) продлить срок приватизации гражданами занимаемых ими по договорам социального найма жилых помещений до 1 марта 2018 года.
Срок отмены бесплатной приватизации жилых помещений переносился уже пять раз (Федеральные законы от 30.06.2006 N 93-ФЗ, от 01.02.2010 N 4-ФЗ, от 25.02.2013 N 16-ФЗ, от 28.02.2015 N 19-ФЗ, от 29.02.2016 N 33-ФЗ). Первоначально Федеральным законом N 189-ФЗ ряд статей Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" должны были утратить силу 1 января 2007 года. Федеральным законом от 29.02.2016 N 33-ФЗ "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" срок бесплатной приватизации жилых помещений продлен до 1 марта 2017 года. Равно как и в предыдущие годы, необходимость продления срока приватизации обосновывается авторами тем, что значительная часть граждан в силу социально-экономических и организационных причин не смогли воспользоваться своим правом на приватизацию полученных по договорам социального найма жилых помещений, а, следовательно, ее продление позволит им реализовать свое право. Благодаря увеличению срока на год больше переселенцев из ветхих и аварийных домов успеют бесплатно приватизировать свои новые жилые помещения, так как объектом приватизации не может быть квартира, находящаяся в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащем сносу.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15 июня 2006 года N 6-П, прекращение на определенном этапе бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и тем самым - оставление в государственной и муниципальной собственности доли жилищного фонда служит цели сохранения и пополнения жилищного фонда социального использования, позволяющей публичной власти выполнять социальную функцию в области жилищных отношений.
Согласно официальной информации Росстата и Единой межведомственной информационной системы в ходе приватизации, которая длится с 1991 года, и по состоянию на 1 января 2016 года гражданами Российской Федерации было приватизировано 77 процентов жилых помещений в общем объеме жилых помещений, подлежащих приватизации, что составляет 30 557 229 единиц.
Тем не менее, срок бесплатной передачи в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений не должен продлеваться бесконечно, поскольку это влечет к сокращению государственного и муниципального жилищного фонда. В последнее время Правительство Российской Федерации неоднократно обсуждало вопрос о том, как долго планируется сохранять институт бесплатной приватизации жилья.
Продлевая срок прекращения бесплатной передачи в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, федеральный законодатель несколько раз предоставлял гражданам возможность адаптироваться к будущим изменениям, сохраняя, при этом, разумную стабильность правового регулирования и предсказуемость законодательной политики, в том числе в жилищной сфере.
Государственная (муниципальная) поддержка реализации жилищных прав должна быть направлена, в первую очередь, на социально незащищенные категории населения, посредством создания возможности удовлетворения жилищных потребностей путем получения жилых помещения из жилищного фонда социального использования. В связи с чем, необходимо рассмотреть возможность предоставления жилых помещений из состава государственного и муниципального жилищного фонда в собственность отдельным категориям граждан, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам, проживающим в аварийных домах, которые не смогли приватизировать свои квартиры в силу закона, что позволит сохранить для указанных категорий граждан альтернативную возможность для осуществления своего права на жилище.
На основании изложенного Комитет полагает, что решение данного вопроса должно приниматься с учетом мнения Правительства Российской Федерации, которое представило отрицательный отзыв на указанный законопроект, и предлагает рассмотреть его на заседании Государственной Думы совместно с альтернативными проектами федеральных законов, направленными на законодательное урегулирование схожих правоотношений по сохранению права граждан на выбор способа реализации предоставленного государством права на жилище, путем заключения договора социального найма или оформления жилого помещения в собственность:
- N 962533-6 "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации";
- N 388-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации";
- N 77072-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации";
- N 75656-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.