Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей от 16 февраля 2016 г. N 3.6-5-132/2
на проект федерального закона N 953398-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности",
внесенный Верховным Судом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 18 января 2016 года (выписка из протокола N 278, п. 69) Комитет по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) рассмотрел в пределах своей компетенции проект федерального закона N 953398-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности", внесенный Верховным Судом Российской Федерации (далее - законопроект).
1. Законопроект направлен на установление мер административной ответственности за деяния, которые согласно проекту федерального закона N 953369-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности" (далее - законопроект N 953369-6) исключены из сферы действия уголовного закона.
2. Следует отметить, что статьей 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей и за злостное уклонение совершеннолетних трудоспособных детей от уплаты по решению суда средств на содержание нетрудоспособных родителей (части 1 и 2), за которую установлены санкции в виде исправительных работ на срок до одного года, либо принудительных работ на тот же срок, либо ареста на срок до трех месяцев, либо лишения свободы на срок до одного года. Законопроектом N 953369-6 данную статью УК РФ предлагается декриминализовать.
Согласно рассматриваемому законопроекту предлагается указанные в законопроекте N 953369-6 преступления перевести в разряд административных правонарушений, в том числе и названную выше статью 157 УК РФ. В связи с этим в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) вносятся следующие изменения:
1) дополняется новой статьей 5.35.1 "Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей";
2) устанавливается срок давности привлечения к административной ответственности по проектируемой статье 5.35.1 в размере двух лет, в связи с чем соответствующие изменения вносятся в статью 4.5 КоАП РФ (пункт 3 статьи 1 законопроекта);.
3) предусматривается за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (пункт 4 статьи 1 законопроекта) установить возможность назначения таких видов административных наказаний, как обязательные работы (на срок от 100 до 150 часов) или административный арест (на срок от 10 до 15 суток) либо в определенных случаях возможность наложения административного штрафа (в размере 20 000 рублей);
4) наделяются полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.35.1 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов (подпункт "б" пункта 11 статьи 1 законопроекта);
3. Комитет в целом поддерживает концепцию законопроекта, вместе с тем отмечает следующее.
Соглашаясь в целом с установлением административной ответственности за уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (алиментов), Комитет считает нецелесообразным исключение уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов. Такое законодательное закрепление соответствует предложению Президента Российской Федерации, высказанному в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 03.12.2015 года: "Прошу Государственную Думу поддержать предложения Верховного Суда России о декриминализации ряда статей Уголовного кодекса и перевести преступления, не представляющие большой общественной опасности в разряд административных правонарушений, но с принципиальной оговоркой: повторное совершение проступка должно квалифицироваться уже как уголовное деяние".
Введение административной ответственности за уклонение от уплаты алиментов, позволит не исключать из УК РФ статью 157, предусматривающую ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. Кроме того, установление в КоАП РФ ответственности за уклонение от уплаты алиментов позволит на законодательном уровне дать определение признаку "злостного" уклонения, как повторному совершению административного правонарушения за уклонение в течение установленного срока.
Комитет также отмечает, что на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект N 564952-6 "О внесении изменений в статью 157 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части легального определения признака "злостного" уклонения от уплаты алиментов), внесенный депутатами Государственной Думы О.Ю. Баталиной, Е.Б. Мизулиной, О.Г. Борзовой и другими. Авторы законопроекта предлагают дополнить статью 157 УК РФ примечанием, в котором дается определение признаку "злостного" уклонения от уплаты средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей. Концептуально законопроект поддерживается как Правительством Российской Федерации (Официальный отзыв от 26.05.2014 г.), так и Верховным Судом Российской Федерации (Официальный отзыв от 10.06.2014 г. N 2-ВС-2443/14).
Комитет обращает внимание, что подобная практика уже существует в уголовном законодательстве. Так, например, в примечании к статье 151.1 УК РФ (розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции) под розничной продажей несовершеннолетнему алкогольной продукции, совершенной лицом неоднократно, признается розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию. В примечании к статье 212.1 УК РФ (неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) дается определение признаку неоднократности за данное преступление: признается нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.2 КоАП РФ, более двух раз в течение ста восьмидесяти дней.
Юридическая неопределенность понятия "злостность уклонения" не только снижает эффективность применения к должникам по исполнительным производствам о взыскании алиментных платежей мер уголовно-правового принуждения, но и может привести к коррупционным рискам.
Отмечаем, что согласно замечаниям, приложенным к Официальному отзыву Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 8390п-П4 по данному законопроекту, фиксированный размер штрафа, предусмотренный санкцией вводимой законопроектом в КоАП РФ статьи 5.35.1, не соответствует установленным в статье 4.1 КоАП РФ правилам о дифференцированном подходе при назначении наказания в зависимости от характера и степени общественной опасности административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и (или) отягчающих административную ответственность.
Комитет, разделяя позицию Правительства Российской Федерации по данному вопросу, отмечает, что предлагаемый штраф в размере 20 000 рублей даже за уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей не может являться эффективной мерой ответственности, которая способна обеспечить "ответственное родительство" и снизить количество лиц, не платящих алименты на содержание детей.
Отмечаем также, что согласно данным Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, в связи с применением мер уголовно-правового характера в 2015 году погашена задолженность по алиментным обязательствам на сумму 122,4 миллиона рублей.
Однако ежегодная сумма долга по неуплаченным алиментам растет. Согласно данным Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации на конец 2014 года сумма неуплаченных алиментов составляет 90 миллиардов рублей, а на конец 2015 года 127 миллиардов рублей.
Комитет особо отмечает, что важную роль играют меры уголовно-правового воздействия на должников, злостно уклоняющихся от уплаты алиментов, в том числе и возможность назначения наказания в виде лишения свободы.
4. Учитывая вышеизложенное, Комитет поддерживает введение в КоАП РФ статьи за уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, сохранив при этом статью 157 УК РФ (злостное уклонение).
Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 953398-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности", внесенный Верховным Судом Российской Федерации, в первом чтении, при условии его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
О.Н. Епифанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.