Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 953398-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности", внесенному Верховным Судом Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом предлагается установить срок давности привлечения к административной ответственности в два года (статья 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также предусмотреть проведение административного расследования (статья 28.7 КоАП РФ) в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных проектируемыми статьями 5.35.1, 6.1.1, 6.1.2, 7.27, 19.18.1 КоАП РФ. Следует учитывать, что более длительные сроки привлечения к административной ответственности устанавливаются в случаях, когда в силу определенных объективных обстоятельств не представляется возможным выявить факт совершения административного правонарушения в течение общего срока давности, например, в силу особенностей порядка осуществления государственного надзора или контроля в той или иной сфере деятельности, значительного временного разрыва между моментом совершения правонарушения и проявлением его вредных последствий.
Административное расследование проводится в случаях, когда после выявления административного правонарушения в той или иной сфере осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат. Дополнение статьи 28.7 КоАП РФ указанием на проектируемые статьи не содержит критериев, по которым в данном случае должно проводиться административное расследование. Следует отметить, что такой подход противоречит предназначению административного расследования. С учетом изложенного полагаем, что дополнение проектируемыми статьями 5.35.1, 6.1.1, 6.1.2, 7.27, 19.18.1 КоАП РФ статей 4.5 и 28.7 КоАП РФ только в силу декриминализации противоправных действий не представляется объективно обоснованным.
Кроме того, следует учитывать, что в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности предусмотрены в зависимости от отраслей законодательства или совокупности статей, сгруппированных по главам КоАП РФ. Проектируемая статья 19.18.1 включается в главу 19 "Административные правонарушения против порядка управления", которая уже указана в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
В проектируемых статьях 5.35.1, 6.1.1, 6.1.2, 7.27, 19.18.1 КоАП РФ статей 4.5 и 28.7 КоАП РФ предусматривается такое административное наказание как обязательные работы. Однако обоснованность применения данного наказания за все административные правонарушения, предлагаемые к включению в КоАП РФ, нуждается в дополнительном обсуждении с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П, в части применения обязательных работ за нарушение законодательства Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. В указанном Постановлении применение обязательных работ в той мере, в какой противоправные действия не связаны с вторжением в имущественные права граждан, не предполагают лишение правонарушителя свободы и не являются недопустимым способом принуждения к труду, признано соответствующим Конституции Российской Федерации, а также в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования назначение данного вида административного наказания допускается не только в случае причинения вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц либо при наступлении иных подобных последствий, но и при одном лишь формальном нарушении установленного порядка организации или проведения публичных мероприятий, признано избыточным и положения Кодекса в данной части признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Проектируемая статья 19.18.1 КоАП РФ предусматривает достаточно строгое наказание для граждан по сравнению с наказанием, предусмотренным для должностных лиц, однако основание такого подхода в пояснении к проекту не содержится.
В связи с дополнением статьи 28.1 КоАП РФ новым поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренным статьей 6.1.1 КоАП РФ (проектируемая часть 1.4 статьи 28.1 КоАП РФ), следует учитывать, что согласно статье 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, и сообщения и заявления физических лиц (соответственно пункты 1 и 3 части 1 данной статьи), в связи с чем полагаем, что дополнение статьи 28.1 указанным поводом к возбуждению дела об административном правонарушении также нуждается в дополнительном обосновании.
В изменениях в статью 28.7 содержатся положения, регламентирующие отдельные вопросы проведения административного расследования в случаях, когда данные о правонарушителе - физическом лице неизвестны. Полагаем, что вопросы производства по делам об административных правонарушениях в случаях, когда данные о правонарушителе - физическом лице неизвестны, требуют комплексного урегулирования в КоАП РФ.
В проектных изменениях в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" следует согласовать сроки, со дня окончания которых судебный пристав-исполнитель выносит представление об отмене такой меры уголовно-правового характера как штраф, а также сроки, в течение которых судебный пристав-исполнитель выносит такое представление.
Исполняющий обязанности |
Т.А. Анчуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.