Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 887446-6 "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные федеральные законы"
(в части установления упрощенной формы производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций)
внесен Верховным Судом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел представленный законопроект и отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается ввести в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации упрощенную форму производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций.
Комитет отмечает, что за первое полугодие 2015 года судами общей юрисдикции по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено около трех миллионов дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, которые с 15 сентября 2015 года подлежат рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Основную массу дел составляют дела по требованиям налоговых органов, возникающих из нарушения налогового законодательства. Их количество составило около 2,4 миллиона дел.
Указанная статистика, по мнению Комитета, является безусловным основанием для установления возможности по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций, которые в большинстве случаев имеют бесспорный характер и не требуют проведения развернутого судебного разбирательства, установить упрощенную форму производства - судебный приказ.
Законопроектом предполагается установить подсудность дел по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций мировым судьям по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При этом данная категория дел может рассматриваться по заявлениям о вынесении судебного приказа судьей единолично, а сам вынесенный судебный акт будет одновременно являться исполнительным документом.
Указанный проект федерального закона устанавливает при подаче заявления о вынесении судебного приказа общую подсудность, детально определяет требования к форме и содержанию такого заявления, закрепляет основания для его возвращения, регламентирует порядок рассмотрения заявления и устанавливает содержание судебного приказа.
Существенным акцентом проектируемых норм, учитывающим специфику Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являются установление обязанности взыскателя по направлению должнику копий заявления о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документов и обязанность приложить к своему заявлению документы, подтверждающие передачу должнику указанных копий заявления и документов, а также установление права должника подать возражения относительно исполнения судебного приказа в течение пятнадцати дней со дня направления ему его копии.
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные федеральные законы" позволит сократить нагрузку на судей, а также оптимизировать финансовые расходы государства.
Учитывая изложенное, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает законодательную инициативу и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Настоящее заключение утверждено декабря 2015 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.