Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ 25 марта 2016 г. N 5.1-01/742
по Федеральному закону "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 22 марта 2016 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона (N 887446-6) был внесен в Государственную Думу Верховным Судом Российской Федерации 24 сентября 2015 года под наименованием "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные федеральные законы".
Федеральный закон направлен на упрощение процедуры взыскания обязательных платежей и санкций.
Федеральный закон вносит изменения в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), согласно которым к компетенции мировых судей отнесено рассмотрение заявлений о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном названным Кодексом. Федеральным законом введена новая глава 11.1, которая регламентирует вопросы производства по административным делам о вынесении судебного приказа. В частности, установлены требования к форме и содержанию подаваемого мировому судье заявления о вынесении судебного приказа, основания для возвращения или отказа в принятии судом такого заявления, порядок вынесения и выдачи судебного приказа, требования к содержанию судебного приказа, основания для выдачи дубликата судебного приказа. Согласно Федеральному закону судебный приказ является одновременно судебным актом и исполнительным документом. Судебный приказ выносится мировым судьей без судебного разбирательства и вызова сторон по результатам исследования представленных доказательств.
Федеральный закон предусматривает обязательность отмены вынесенного судебного приказа судьей в случае поступления от должника в установленный срок возражений относительно его исполнения. В этом случае в определении суда об отмене судебного приказа указывается о том, что взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 (Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций) КАС РФ.
Также Федеральным законом внесены корреспондирующие изменения в статью 4 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" и статью 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
Федеральный закон регулирует отношения, которые в соответствии с пунктом "и" (информация), "о" (судоустройство, процессуальное законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации относятся к ведению Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе положениям о правах и свободах человека и гражданина, и согласуется с системой федерального законодательства.
Вместе с тем Федеральным законом не установлен срок давности для подачи заявления о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций в отличие от взыскания таких же платежей при подаче административного иска (статьей 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок подачи административного иска), что, на наш взгляд, может повлечь взыскание обязательных платежей и санкций по результатам рассмотрения заявления о выдаче судебного приказа без учета судом срока давности. В связи с этим полагаем, что должники в зависимости от способа взыскания обязательных платежей и санкций ставятся в неравное положение, позволяющее в одном случае при пропуске срока давности не взыскивать задолженность, а в другом случае произвести такое взыскание.
Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены.
Правовым последствием вступления Федерального закона в силу явится возможность вынесения судебного приказа мировым судьей по требованию о взыскании обязательных платежей санкций, что позволит упростить процедуру, связанную со взысканием с должников бесспорных требований.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации. Рассмотрение Федерального закона может быть начато не позднее 6 апреля 2016 года.
В соответствии со статьей 4 Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель |
Ю.А. Шарандин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.