Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 25 октября 2016 г. N 3.8-03/2169
по проекту федерального закона N 1090506-6 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 21 октября 2016 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 3 июня 2016 года и принят 21 октября 2016 года в первом чтении и в целом. Поправки в Государственную Думу членами Совета Федерации не направлялись.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также со статьей 11 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 77-ФЗ "О парламентском контроле" в рамках осуществления законодательными (представительными) органами последующего финансового контроля Федеральным законом утверждается отчет об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд, бюджет Фонда) за 2015 год, утвержденного Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 387-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" с изменениями от 20 апреля 2015 года N 94-ФЗ (далее - Закон).
Бюджет Фонда в 2015 году по доходам составил 1 573 543,4 млн. рублей или 97,1% к утвержденным Законом показателям, а по расходам - 1 638 814,6 млн. рублей или 98,6 процентов. Бюджет исполнен с дефицитом в размере 65 271,2 млн. рублей, основной причиной которого названо недовыполнение в 2015 году плановых показателей по поступлениям страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения. Источником финансового обеспечения дефицита являлись изменения остатков средств на счетах по учету средств обязательного медицинского страхования.
В целом страховые взносы на обязательное медицинское страхование поступили в сумме 1 537 634,3 млн. рублей (97,0% от годового планируемого объема) и составляют 97,8% (аналогично в предыдущие годы) в общем объеме доходов бюджета Фонда.
За работающее население страховых взносов уплачено на 24,5% больше, чем в 2014 году, на общую сумму 921 348,8 млн. рублей, что обусловлено отменой предельной величины базы для начисления страховых взносов и присоединением двух новых субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
За неработающее население в бюджет Фонда поступило 616 285,5 млн. рублей, что на 28,9% выше предыдущего года. Но, как и годом ранее, недовыполнение планового показателя (99,8%) обусловлено нарушениями со стороны двух субъектов Российской Федерации - Республики Дагестан (долг 967,1 млн. рублей) и Республики Калмыкия (долг 103,4 млн. рублей).
Объем межбюджетных трансфертов, полученных бюджетом Фонда в 2015 году из федерального бюджета, составил 23 860,0 млн. рублей (100% от запланированного объема) в виде компенсации выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование для отдельных категорий страхователей. В общих доходах бюджета Фонда их доля снизилась с 2,3 до 1,5 процентов.
Прочие доходы бюджета Фонда составили 12 049,2 млн. рублей, из них 11 895,8 млн. рублей составили доходы от возврата в бюджет Фонда целевых субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов прошлых лет. Размещения временно свободных средств Фонда в отчетном периоде не осуществлялось.
Расходование средств бюджета Фонда осуществлялось в соответствии с целями, установленными Законом. В целом расходы сложились в сумме 1 638 814,6 млн. рублей, из которых 87,0% составили субвенции на организацию обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (1 427 051,5 млн. рублей, что на 21,6% больше, чем в 2014 году).
На субвенции бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации было направлено 1 412 101,4 млн. рублей, и на увеличение субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной медицинской помощи из средств нормированного страхового запаса в соответствии с расчетом распределения по учреждениям Минздрава России, ФАНО России, ФМБА России - 14 950,2 млн. рублей.
При этом субвенции, как и в прошлом году, перечислены не в полном объеме (99,86% от утвержденного уточненной росписью расходов Фонда объема) в связи с нарушением сроков перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в бюджет Фонда из бюджета Республики Дагестан и бюджета Республики Калмыкия.
Фондом не представлена информация ни об ответственности за нарушения в части уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (статья 25 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"), которую понес страхователь - органы исполнительной власти, ни о действиях страховщика - Фонда по контролю за исполнением полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Более того, Счетная палата Российской Федерации в своем заключении отмечает ненадлежащее исполнение полномочий Фонда по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. По состоянию на 31 декабря 2015 года у страхователей для неработающих граждан перед бюджетом Фонда числилась задолженность по страховым взносам на общую сумму 1 438,7 млн. рублей (в том числе и долг Республики Северная Осетия-Алания за декабрь 2014 года).
По мнению Комитета, повторение ситуации с недоплатежом субъектов Российской Федерации за неработающее население помимо прочего связано с низким уровнем ведения персонифицированного учета застрахованных граждан и высоким процентом неработающих лиц трудоспособного возраста.
В связи с изменением курсов валют при приобретении импортных лекарственных средств, медицинских изделий и расходных материалов, медицинского инструментария, реактивов и химикатов из средств нормированного страхового запаса Фонда бюджетам территориальных фондов направлено на дополнительное финансовое обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования 9 422,2 млн. рублей.
Также за счет средств нормированного страхового запаса на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, направлено в федеральные государственные учреждения 77 642,8 млн. рублей и в медицинские организации субъектов Российской Федерации - 5 035,0 млн. рублей.
Нормированный страховой запас Фонда в 2015 году был сформирован в общей сумме 108 248,8 млн. рублей, остаток на 1 января 2016 года составил 1 101,9 млн. рублей.
Единовременные компенсационные выплаты в размере одного миллиона рублей получили 3 734 медицинских специалиста, прибывших на работу в сельскую местность. Из бюджета Фонда на указанные цели израсходовано 1 870,4 млн. рублей или 58,5% от запланированного объема, что обусловлено представленными заявками субъектов Российской Федерации. На аналогичном уровне была и исполнительская дисциплина в прошлом году. В 2016 году программа существенно расширена в части возрастных критериев и населенных пунктов, а также изменено соотношение софинансирования расходов по программе (60:40 против 50:50 2015 года),
Бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации перечислено 18 367,6 млн. рублей согласно заявкам на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также на проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни (96,5% от утвержденных законом объемов).
В 2015 году продолжилась реализация программ и мероприятий по модернизации здравоохранения в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров. Субсидии, недоперечисленные Архангельской области, Сахалинской области, Челябинской области, Красноярскому краю и Республике Саха (Якутия) в 2014 году ввиду невыполнения условий их получения, в полном объеме 5 481,3 млн, рублей направлены в указанные регионы.
Дотация на сбалансированность, передаваемая федеральному бюджету из бюджета Фонда, после исполнения всех текущих расходных обязательств Фонда составила 92 122,7 млн. рублей, или 79,2% к объему, утвержденному Федеральным законом.
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и других мероприятий, связанных с деятельностью Фонда, в 2015 году составили 628,1 млн. рублей или 94,1% к утвержденным объемам Законом, из них: на содержание аппарата Фонда - 581,0 млн. рублей (в 2014 году - 644,8 млн. рублей).
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что рассматриваемый Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, поскольку затрагивает вопросы финансового регулирования.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам одобряет Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
В.В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.