Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 25 октября 2016 г. N 3.1-06/3527
по Федеральному закону "О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области и протоколов к этому Соглашению"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел Федеральный закон "О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области и протоколов к этому Соглашению" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 19 октября 2016 года, и отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1186208-6) был внесен в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 3 октября 2016 года, принят в первом чтении и в целом - 19 октября 2016 года.
Федеральным законом предусматривается приостановление действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области, подписанного в городе Москве 29 августа 2000 года и в городе Вашингтоне 1 сентября 2000 года (далее - Соглашение), а также протоколов к Соглашению в связи с коренным изменением обстоятельств, возникновением угрозы стратегической стабильности в результате недружественных действий США в отношении Российской Федерации и неспособности США обеспечить выполнение принятых обязательств по утилизации избыточного оружейного плутония.
Соглашением предусматривается утилизация каждой из договаривающихся сторон 34 тонн оружейного плутония, объявленного излишним для военных программ. Протоколом к Соглашению, подписанным в городе Вашингтоне 15 сентября 2006 года, были внесены изменения, регулирующие вопросы гражданской ответственности за убытки и ущерб, причиненные в результате деятельности, осуществляемой в связи с реализацией Соглашения, а Протоколом, подписанным в городе Вашингтоне 13 апреля 2010 года, регламентируются вопросы финансирования, а также определяется способ утилизации плутония путем облучения в ядерных реакторах. Совет Федерации 25 мая 2011 года одобрил Федеральные законы о ратификации Соглашения и протоколов к Соглашению, а 13 июля 2011 года данные международные договоры вступили в силу.
В соответствии со статьей 62 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года коренное изменение обстоятельств, существовавших на момент заключения договора, является международно-правовым основанием для приостановления его действия. Следует отметить, что в период после вступления в силу Соглашения и протоколов к нему Соединенные Штаты Америки предприняли ряд недружественных по отношению к Российской Федерации шагов, ведущих к коренному изменению ситуации в российско-американских отношениях в области стратегической стабильности. В частности, со стороны США были введены санкции в отношении отдельных субъектов Российской Федерации, российских юридических и физических лиц, приняты законы, направленные на вмешательство во внутренние дела Российской Федерации, поддержку экономической преступности, а также наращивается военное присутствие США в непосредственной близости от российских границ. При этом со стороны США предпринимаются попытки пересмотра предусмотренного в Протоколе к соглашению 2010 года способа утилизации плутония, а именно, предлагается осуществлять такую утилизацию путем захоронения, что не обеспечивает ее необратимость. Данное обстоятельство можно квалифицировать как существенное нарушение договора, что также является основанием для приостановления действия Соглашения и протоколов к нему в соответствии с пунктом 1 статьи 60 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.
В соответствии с частью 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.
Федеральный закон внесён в Государственную Думу на основании пункта 4 статьи 37 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", предусматривающего, что в случаях, требующих принятия безотлагательных мер, действие международного договора Российской Федерации, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации принималось в форме федерального закона, может быть приостановлено Президентом Российской Федерации с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации и Государственной Думы и внесением в Государственную Думу проекта соответствующего Федерального закона.
Ранее 3 октября 2016 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ, в соответствии с которым предусмотрено приостановление действия Соглашения и протоколов к нему через 120 дней со дня получения Американской Стороной соответствующего уведомления от МИДа России.
Таким образом, ввиду того, что после 13 июля 2011 года, когда Соглашение и протоколы к нему вступили в силу, США совершили в отношении России перечисленные в статье 2 Федерального закона действия, которыми нанесён серьёзный ущерб российско-американскому сотрудничеству, Российская Федерация вправе ссылаться на это как на основание для приостановления своего участия в данных международных договорах.
Согласно статье 2 Федерального закона действие Соглашения и протоколов к нему может быть возобновлено по решению Президента Российской Федерации после устранения Соединенными Штатами Америки причин, приведших к коренному изменению обстоятельств, при условии:
- сокращения военной инфраструктуры и численности контингента войск Соединенных Штатов Америки, размещенных на территориях стран -членов Организации Североатлантического договора (НАТО), вступивших в НАТО после 1 сентября 2000 года, до уровня, на котором они находились на день вступления в силу Соглашения и протоколов к Соглашению;
- отказа Соединенных Штатов Америки от недружественной политики в отношении Российской Федерации, который должен выражаться в отмене закона Сергея Магнитского, направленных против России положений закона о поддержке свободы Украины и всех санкций, введенных США в отношении отдельных субъектов Российской Федерации, российских юридических и физических лиц, а также в компенсации ущерба, понесенного Российской Федерацией в результате введения таких санкций, включая потери от введения вынужденных контрсанкций;
- представления Соединенными Штатами Америки четкого плана необратимой утилизации плутония, подпадающего под действие Соглашения.
Правовым последствием вступления в силу Федерального закона станет приостановление действия Соглашения и протоколов к Соглашению.
Федеральный закон в соответствии с его статьей 3 вступит в силу со дня его официального опубликования.
В соответствии с пунктом "а.1" части 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Комитетом проведена антикоррупционная экспертиза Федерального закона. Коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон принят в соответствии с пунктами "к" и "м" статьи 71 Конституции Российской Федерации по вопросам ведения Российской Федерации.
Соглашение и протоколы к Соглашению подлежат приостановлению в форме принятия федерального закона на основании пункта 1 статьи 37 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку ранее были ратифицированы.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как затрагивает вопросы, предусмотренные статьёй 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области и протоколов к этому Соглашению".
Председатель Комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.