Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 25 октября 2016 г. N 3.6-04/1817
по Федеральному закону "О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области и протоколов к этому Соглашению"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области и протоколов к этому Соглашению" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 19 октября 2016 года (проект N 1186208-6), и отмечает следующее.
Проект федерального закона был внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 3 октября 2016 года.
Федеральный закон приостанавливает действие Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединённых Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области и протоколов к этому Соглашению (далее - Соглашение).
Соглашение было подписано Российской Федерацией 29 августа 2000 года, Соединёнными Штатами Америки - 01 сентября 2000 года.
15 сентября 2006 года подписан Протокол к Соглашению, регулирующий отношения, связанные с гражданской ответственностью, наступающей в случае нанесения ущерба.
13 апреля 2010 года подписан Протокол к Соглашению, регулирующий отношения, связанные с финансированием, а также фиксирующий двухсторонние договорённости о способе утилизации плутония, согласно которым весь попадающий под действие соглашения плутоний утилизуется путём облучения в ядерном реакторе.
Соглашение, вместе со всеми изменениями к нему вступило в силу 13 июня 2013 года после его ратификации Российской Федерацией.
Согласно Соглашению каждая из сторон должна утилизовать не менее 34 тонн оружейного плутония.
В Российской Федерации для утилизации оружейного плутония было решено использовать реактор БН-800. Соединённые Штаты Америки во исполнение обязательств по Соглашению планировали сжигать оружейный плутоний в энергетических реакторах, предварительно изготовив из него смешанное ураново-плутониевое топливо. В 2007 году в США было начато строительство предприятия по производству такого топлива в Южной Каролине. Однако к 2013 году стало понятно, что стоимость сооружения и эксплуатации завода превысит расчётные 5 миллиардов долларов как минимум в два раза, и проект строительства предприятия был приостановлен. Американская сторона стала искать альтернативные методы утилизации плутония.
В качестве экономически наиболее привлекательного США был предложен метод "разбавления и геологического захоронения", то есть смешивание оружейного плутония с иными нерадиоактивными отходами с последующим захоронением.
В 2014 году российская и американская сторона провели консультации по вопросу включения в Соглашение этого способа утилизации оружейного плутония, однако соответствующее соглашение не было достигнуто, так как по оценке российской стороны плутоний, при таком способе захоронения, сохраняет свои оружейные качества и не может быть переведён в стандарт отработанного ядерного топлива.
Тем не менее, на сегодняшний день Соединённые Штаты Америки планируют прекратить сооружение предприятия по производству смешанного топлива и использовать для утилизации метод разбавления и захоронения оружейного плутония.
Фактически Соединённые Штаты Америки в одностороннем порядке отказались от исполнения двухсторонних обязательств, установленных Соглашением.
Таким образом, целью правового регулирования, осуществляемого Федеральным законом является защита интересов Российской Федерации, нарушенных действиями Соединённых Штатов Америки вопреки договорённостям, достигнутым при заключении Соглашения и протоколов к нему.
Согласно статье 2 Федерального закона действие Соглашения может быть возобновлено решением Президента Российской Федерации в случае и после устранения причин, приведших к коренному изменению обстоятельств, существовавших на день вступления в силу Соглашения и протоколов к нему, а также при соблюдении ряда условий, вызванных существенным изменением международной ситуации, стимулируемым Соединёнными Штатами Америки и наносящим ущерб Российской Федерации на международной арене.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьёй 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены,
Основываясь на вышеизложенном, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области и протоколов к этому Соглашению".
Председатель Комитета |
Ю.В. Неёлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.