Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 1186681-6 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения"
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 1186681-6 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения" (далее - Договор), внесенный в Государственную Думу 4 октября 2016 года Правительством Российской Федерации.
Договор был подписан в городе Москве 6 июня 2016 года и направлен на создание правовой базы двусторонних российско-израильских отношений в области социального обеспечения.
Нормы Договора распространяются на застрахованных лиц, являющихся гражданами Российской Федерации и Государства Израиль, проживающими на территориях Договаривающихся Сторон и подпадавшими или подпадающими под действие их законодательства, включая членов семей указанных лиц, а также на беженцев и членов их семей.
Действие Договора не распространяется на военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, членов их семей, других лиц, приравненных к военнослужащим в части пенсионного обеспечения согласно законодательству Российской Федерации, а также на государственных гражданских служащих.
Данный Договор, в первую очередь, направлен на упорядочение процедуры назначения и выплаты трудовых и социальных пенсий, а также пособий, в частности, по временной нетрудоспособности и материнству, пособий и выплат на детей, на погребение, в случае трудового увечья или профессионального заболевания для тех, кто был застрахован или занят на работе в другой стране.
Основной принцип Договора состоит в том, что определение права на пенсию и ее размер осуществляется согласно законодательству той Стороны, на территории которой оно было приобретено. При этом пенсии по желанию их получателя перечисляются в ту страну, где в данное время проживает соответствующий пенсионер.
При определении права на пенсию по законодательству Российской Федерации учитывается стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, а также бывшей РСФСР, исключая территории других бывших республик СССР и иных государств.
При установлении пенсии по законодательству Российской Федерации гражданам, проживающим на территории Государства Израиль, фиксированная выплата к страховой пенсии не устанавливается и повышение пенсионных прав в денежном выражении (валоризация) не осуществляется.
Кроме того, Договором определяются принципы распределения ответственности между Договаривающимися Сторонами по вопросам назначения и выплаты таких форм социального обеспечения, как пособия. В частности, назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется по законодательству и за счет средств того государства, законодательство которого распространяется на застрахованное лицо. Пособия для семей с детьми являются зоной ответственности Стороны, на территории которой постоянно проживают дети.
Договор подлежит ратификации в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 и пунктом 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" вследствие содержащихся в нем положений, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина, а также в связи с тем, что в нем содержатся правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, кроме того, пункт 1 статьи 27 Договора предусматривает его ратификацию.
Реализация Договора не потребует внесения изменений в законодательство Российской Федерации.
Для целей реализации данного Договора, согласно информации, представленной Правительством Российской Федерации, планируется осуществить выплаты за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (из общего объема расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации) в 2017 году - 5 626 892,8 тыс., в 2018 году - 5 884 366,2 тыс., в 2019 году - 6 122 733,4 тыс. рублей. Расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности и пособий на детей лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, будут осуществляться за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федерации в рамках текущих обязательств, и реализация Договора не повлечет за собой дополнительных финансовых затрат Фонда на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Ратификация настоящего Договора будет способствовать активизации российско-израильских отношений в области социального обеспечения, а также повышению уровня социальной защищенности граждан как Российской Федерации, так и Государства Израиль.
По информации Министерства иностранных дел Российской Федерации, Договор получил одобрение Кнессета Государства Израиль, и в настоящее время израильская сторона находится на стадии завершения внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Договора в силу.
На основании вышеизложенного Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Договор между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения.
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.