Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 550993-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы Н.И. Макаровым и Н.Д. Ковалевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) новый вид наказания - лишение права на условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, которое может назначаться в качестве дополнительного вида наказания к пожизненному лишению свободы (пункты 1 и 3 проекта) в случае, если особо тяжкое преступление сопряжено с умышленным реальным причинением смерти другому человеку, а также при назначении двух или более наказаний в виде пожизненного лишения свободы по совокупности преступлений или совокупности приговоров (пункт 4 проекта). С этой целью проектом вносятся изменения в ряд статей Общей части УК РФ, а также в санкции части второй статьи 105 "Убийство", части третьей статьи 205 "Террористический акт", части четвертой статьи 206 "Захват заложника", статьи 277 "Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля", части третьей статьи 281 "Диверсия", статей 295 "Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование", 317 "Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа" и 357 "Геноцид" УК РФ.
Внесение предлагаемых проектом федерального закона изменений не соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его Определении от 11 июля 2006 года N 406-О, согласно которой Конституция Российской Федерации, ее статья 50 (часть 3), закрепляет право каждого осужденного за преступление обращаться с просьбой о помиловании или о смягчении наказания. Это право, будучи непосредственным выражением конституционных принципов уважения достоинства личности, гуманизма и справедливости, предполагает для каждого осужденного - независимо от характера преступления, за которое он был осужден, назначенного наказания и условий его исполнения - возможность добиваться смягчения своей участи, в том числе в судебном порядке, вплоть до полного снятия всех ограничений в правах и свободах, которые являются правовыми последствиями его осуждения на основе вступившего в законную силу приговора.
Следует также иметь в виду, что статья 79 УК РФ, посвященная условно-досрочному освобождению от наказания, содержится в главе 12 "Освобождение от наказания" раздела IV "Освобождение от уголовной ответственности и от наказания" УК РФ, что свидетельствует об отнесении условно-досрочного освобождения от отбывания наказания к одному из видов освобождения от наказания.
Вопрос об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания выходит за рамки производства по уголовному делу и касается исполнения приговора (см. пункт 4 статьи 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). Рассматривая вопрос об условно-досрочном освобождении, судья принимает мотивированное решение, исходя из анализа всего комплекса вопросов, связанных с целесообразностью дальнейшего отбывания осужденным наказания. В числе требований, предъявляемых к ходатайству об условно-досрочном освобождении, часть первая статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) называет указание в нем сведений, свидетельствующих о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбытии назначенного судом наказания, поскольку в период отбывания наказания он частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, раскаялся в совершенном деянии, а также иных сведений, свидетельствующих об исправлении осужденного (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года N 351-О и от 20 февраля 2007 года N 110-О-П). В свою очередь часть вторая статьи 175 УИК РФ обязывает администрацию учреждения, исполняющего наказание, указывать в характеристике на осужденного данные о его поведении, отношении к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию, о возмещении причиненного преступлением вреда, а также заключение о целесообразности условно-досрочного освобождения.
Таким образом, решение вопроса о возможности применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации связывают исключительно со стадией исполнения приговора, а не со стадией постановления приговора.
Исполняющий обязанности |
Т.А. Анчуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.