Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1028984-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы Е.Л. Николаевой, В.Ф. Звагельским, А.П. Езубовым, И.М. Гусевой и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которым предусматривается регулирование вопросов, связанных с малоэтажными жилыми комплексами. В этих целях в раздел II ЖК РФ "Право собственности и другие вещные права на жилые помещения" вводится новая глава 6.1 "Общее имущество малоэтажных жилых комплексов. Особенности управления малоэтажными жилыми комплексами", в связи с чем отмечаем, что положения об управлении не соотносятся с предметом регулирования раздела, который предлагается ими дополнить.
В ЖК РФ вводятся новые понятия, которые не определены ни в ЖК РФ, ни в законопроекте, например, "единый застройщик", "некапитальные сооружения", и т.д. Многие положения законопроекта (например, в новых статьях 48.2, 48.7 ЖК РФ) дублируют действующие нормы ЖК РФ.
Нуждается в дополнительном обсуждении новая статья 48.2 ЖК РФ в части определения состава общего имущества малоэтажного жилого комплекса, соотношения правовых режимов этого имущества и общего имущества многоквартирных домов при пересечении вопросов, связанных с принятием решений, в том числе по управлению этим и другим имуществом, определения платы за такое управление. Так, неясно, как соотносятся между собой "плата за услуги по управлению такими домами, стоимость услуг по управлению общим имуществом поселка" (часть 3 статьи 48.5 ЖК РФ) и плата, устанавливаемая по договору управления малоэтажным жилым комплексом (часть 4 статьи 48.7 ЖК РФ). В проектируемом пункте 3 части 4 статьи 48.4 ЖК РФ предлагается ввести плату за содержание общего имущества малоэтажного жилого комплекса, что нуждается в соотнесении с нормой статьи 154 ЖК РФ.
В подпункте 3 проектируемого законопроектом пункта 10.1 статьи 1 Кодекса (подпункт "а" пункта 1 статьи 2) определяется понятие "малоэтажные многоквартирные жилые дома", которое в дальнейшем в статье 2 законопроекта не используется. Не используется данное понятие и в самом Кодексе.
Проектируемый пункт 10.2 статьи 1 Кодекса (подпункт "б" пункта 1 статьи 2 законопроекта) следует согласовать с предлагаемой в законопроекте (пункт 2 статьи 2) новой частью 7 статьи 30 Кодекса в части указания видов муниципальных образований, на территории которых возможно образование малоэтажного жилого комплекса (только поселение или поселение и городской округ). Данное замечание относится также к частям 1 и 5 проектируемой законопроектом статьи 45.1 Кодекса.
Обращаем также внимание на необходимость соотнесения проектируемого пункта 10.2 статьи 1 Кодекса с положениями части 1 предлагаемой статьи 45.1 Кодекса в отношении указания документа, в соответствии с которым образуются элементы планировочной структуры поселения. Согласно части 1 статьи 41 Кодекса таким документом является документация по планировке территории.
В части 4 проектируемой статьи 45.1 Кодекса устанавливается, что разработку проекта межевания территории малоэтажного жилого комплекса для целей его образования обеспечивает собственник земельного участка или всех смежных земельных участков, в границах которых планируется образование малоэтажного жилого комплекса, либо лицо, осуществляющее подготовку документации по планировке территории в соответствии с частью 8.1 статьи 45 Кодекса.
Вместе с тем учитывая, что согласно проектируемому пункту 10.2 статьи 1 Кодекса малоэтажный жилой комплекс образуется в результате комплексного освоения территории, на основании части 8.1 статьи 45 Кодекса подготовка документации по планировке территории в границах соответствующей территории должна осуществляться лицами, с которыми заключены договора о комплексном освоении территории.
Обращает на себя внимание также и то, что в части 5 проектируемой статьи 45.1 Кодекса определяется порядок утверждения проекта межевания территории только в случае его разработки собственником соответствующего земельного участка (смежных земельных участков), которым в случае заключения договора о комплексном освоении территории является публично-правовое образование.
Предлагаемая законопроектом новая часть 12.3 статьи 48 Кодекса (подпункт "в" пункта 4 статьи 2) нуждается в уточнении. Слово "заказчика" предлагается заменить словами "застройщика или технического заказчика". Кроме того из проектируемой нормы, равно как и иных положений законопроекта неясно, как будет определяться состав разделов проектной документации объектов малоэтажного жилищного строительства в том случае, если их строительство финансируется за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.