Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 13 декабря 2016 г. N 3.8-04/2674
по Федеральному закону "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совет Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения", принятый Государственной Думой 2 декабря 2016 года.
Проект Федерального закона был внесен на рассмотрение в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом предлагается ратифицировать Договор между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения (далее - Договор).
Договор подписан 6 июня 2016 года в городе Москве (далее - Договор) заключен с целью развития сотрудничества между двумя государствами в указанной сфере.
Действие Договора распространяется на граждан Договаривающихся Сторон, проживающих на их территории, подпадающих (подпадавших) под действие законодательства Договаривающихся Сторон. Застрахованные лица, на которых распространяется действие Договора, подпадают исключительно под действие законодательства той Договаривающейся Стороны, на территории которой они осуществляют трудовую деятельность.
Договор основан на пропорциональном принципе, то есть распределение финансовой ответственности Договаривающихся Сторон по предоставлению страхового обеспечения.
Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством о социальном обеспечении (страховании) Договаривающихся Сторон. Например, определение права на пенсию и исчисление её размера, каждая Договаривающаяся Сторона осуществляет в соответствии со своим законодательством (на основании периодов страхования, приобретенных на её территории); пособия на детей будут выплачиваться стороной, на территории которой проживают дети согласно законодательству этой стороны; пособие на погребение выплачиваться той стороной, на территории которой проживал гражданин на день его смерти.
В частности, в Российской Федерации будут подлежать регулированию: страховые пенсии по старости, пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособия на детей лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, социальные пособия на погребение, обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованному лицу; в Государстве Израиль: страхование по старости, по инвалидности, страхование вследствие несчастных случаев на производстве, страхование материнства и детства, единовременная выплата по смерти.
В соответствии со статьёй 27 Договора он подлежит ратификации и вступает в силу в первый день третьего месяца, следующего за днем обмена ратификационными грамотами.
Численность бывших граждан СССР, выехавших с территории Российской Федерации и бывшей РСФСР на территорию Государства Израиль за период с 1972 по 1991 год в возрасте 20 - 56 лет и старше, по данным, предоставленным Израильской Стороной, составила 214,5 тыс. человек, из них 107,1 тыс. человек на начало 2017 года достигают пенсионного возраста, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
Как следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту, его реализация в 2017 - 2019 годах повлечет финансовые затраты Российской Федерации на общую сумму 17 633 992,4 тыс. рублей. Финансовые затраты на пенсионное обеспечение лиц, выехавших с территории Российской Федерации, в том числе с территории бывшей РСФСР, на территорию Государства Израиль за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составят в 2017 году 5 626 892,8 тыс. рублей (при среднем размере страховой пенсии 4131 рубль); в 2018 году - 5 884 366,2 тыс. рублей (при среднем размере страховой пенсии 4371 рубль); в 2019 году 6 122 733,4 тыс. рублей (при среднем размере страховой пенсии 4585 рублей).
Финансовое обеспечение расходов на выплату страховых пенсий бывшим гражданам СССР, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации (РСФСР) в Государство Израиль, пенсионное обеспечение которых будет осуществляться в соответствии с Договором, при его вступлении в силу в 2017 году будет производиться за счет общего объема расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, направляемых на выплату страховых пенсий гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с международными договорами о социальном (пенсионном) обеспечении, заключенными Российской Федерацией с иностранными государствами.
Расходы будут осуществлены за счет дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета, направляемых в виде межбюджетного трансферта на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон согласно статье 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, так как касается вопросов ратификации международных договоров Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
В.В. Рязанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.