Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 13 декабря 2016 г. N 3.5-04/1975
по Федеральному закону "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 9 декабря 2016 года, и отмечает следующее.
Общий объем доходов бюджета Фонда предусматривается на 2017 год в сумме 1705,9 млрд. рублей; на 2018 год - 1841,1 млрд. рублей; на 2019 год - 2067,4 млрд. рублей. Расходы бюджета Фонда на 2017 год определены в размере 1 734,98 млрд. рублей; на 2018 год - 1 911,7 млрд. рублей; на 2019 год - 2 022,3 млрд. рублей.
Размер дефицита бюджета Фонда на 2017 год составляет 29,0 млрд. рублей, на 2018 - 70,6 млрд. рублей, на 2019 год бюджет Фонда сформирован с профицитом в сумме 45,1 млрд. рублей.
Сбалансированность бюджета Фонда в 2017-2018 годах достигается за счет привлечения переходящих остатков средств бюджета Фонда по состоянию на начало года.
Для основной категории плательщиков объем поступлений страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения рассчитан по тарифу 5,1%.
Проектом федерального закона "О бюджете Федерального Фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", принятым в первом чтении, предусматривалось повышение в 2019 году указанного тарифа страховых взносов до 5,9%.
В ходе рассмотрения Федерального закона ко второму чтению было принято решение сохранить страховой тариф в 2017-2019 годах на уровне 5,1%. Одновременно Федеральный закон был дополнен нормой, предусматривающей, в случае снижения объемов поступлений страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в 2019 году ниже 1 321,0 млрд. рублей, повышение тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения с установлением субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
На обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации, проектом федерального закона "О бюджете Федерального Фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" были предусмотрены субвенции из бюджета Фонда в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования в 2017 году - в объеме 1 613,2 млрд. рублей; в 2018 году - 1 793,5 млрд. рублей; в 2019 год -1 886,5 млрд. рублей.
В состав указанных субвенций включены расходы на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О реализации государственной социальной политики" в части повышения заработной платы медицинских работников.
При рассмотрении проекта федерального закона "О бюджете Федерального Фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в первом чтении Счетной палатой Российской Федерации было отмечено, что в 2015 году в 17 субъектах Российской Федерации уже достигнут необходимый в 2017 году средний уровень заработной платы медицинских работников (180% к средней по экономике), 9 субъектов Российской Федерации имели в 2015 году уровень заработной платы выше 173% к среднему по экономике, а учитывая данные Росстата об уровне средней заработной платы медицинских работников за 2015 год и первое полугодие 2016 года, требуемый на 2017 год уровень заработной платы по итогам 2016 года будет достигнут в 26 субъектах Российской Федерации.
С целью достижения равномерного роста заработной платы медицинских работников в регионах ко второму чтению было принято решение о резервировании средств субвенций, направляемых из бюджета Фонда в 2017 году на обязательное медицинское страхование в субъектах Российской Федерации, в объеме 75,9 млрд. рублей, в нормированном страховом запасе Фонда. Федеральный закон был дополнен новым приложением, предусматривающим распределение данных субвенций в объеме 1 537,2 млрд. рублей.
На финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, Федеральным законом предусматривается ежегодно 96,7 млрд. рублей.
В соответствии с новым механизмом финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, с 2017 года указанные средства в объеме 90,7 млрд. рублей будут направляться на выполнение государственного задания федеральными государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, непосредственно из бюджета Фонда.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 286-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривается, что с 2017 года софинансирование расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, осуществляется путем предоставления из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования субсидий на указанные цели для их последующего предоставления в виде иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.
С целью сохранения действующего порядка софинансирования указанных расходов ко второму чтению уточнена редакция текстовой статьи Федерального закона, в соответствии с которой из бюджета Фонда предоставляется дотация федеральному бюджету в размере 6 млрд. рублей в целях предоставления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи медицинскими организациями субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Председатель комитета |
С.Н. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.