Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 13 декабря 2016 г. N 3.5-04/1977
по Федеральному закону "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 9 декабря 2016 года, и отмечает следующее.
Бюджет Фонда на 2017 год сформирован по доходам в сумме 8 363,5 млрд. рублей (9,6% к объему ВВП) и по расходам в сумме 8 583,9 млрд. рублей (9,9% к объему ВВП). На плановый период 2018-2019 годов доходы составят 8 530,5 млрд. рублей и 8 919,9 млрд. рублей; расходы - 8 727,2 млрд. рублей и 9 087,7 млрд. рублей соответственно.
В части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, бюджет Фонда сбалансирован.
На 2017 - 2019 годы бюджет Фонда планируется с дефицитом в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии (в 2017 году - в объеме 220,4 млрд. рублей, 2018 году - 196,7 млрд. рублей, в 2019 году - 167,9 млрд. рублей), обусловленным передачей пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации и продлением моратория на передачу страховых взносов на накопительную пенсию. Источником покрытия дефицита являются остатки средств бюджета Фонда по накопительной составляющей (средства пенсионных накоплений, находящиеся в доверительном управлении),
Особенностями формирования бюджета Фонда являются:
- продление на 2017 - 2019 годы действующего с 2014 года порядка зачисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в соответствии с которым все поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование зачисляются в распределительную составляющую системы обязательного пенсионного страхования;
- передача с 1 января 2017 года полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование налоговым органам;
- осуществление в январе 2017 года единовременной выплаты пенсионерам.
В 2017 - 2019 годах поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) определено, исходя из базового тарифа в размере 22% и тарифа 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов.
Для отдельных категорий плательщиков применяются пониженные тарифы страховых взносов с учетом установленных сроков их действия. В связи с этим будет продолжено осуществление компенсации выпадающих доходов бюджету Фонда за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. В 2017 году на эти цели предусмотрено 433,97 млрд. рублей (110,7% к уровню 2016 года), в 2018 году - 479,7 млрд. рублей, в 2019 году - 508,95 млрд. рублей.
Размер межбюджетного трансферта на обязательное пенсионное страхование, перечисляемый в бюджет Фонда, в 2017 году составит 989,1 млрд. рублей (95,9% к уровню 2016 года), в 2018 году - 954,1 млрд. рублей, в 2019 году - 955,0 млрд.рублей.
В 2017 году общий объем межбюджетных трансфертов Пенсионному фонду Российской Федерации увеличится на 11,2% по отношению к уровню предыдущего года и составит 3783,3 млрд. рублей.
Предусматривается индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам ежегодно с 1 февраля: в 2017 году - на 5,8%, в 2018 году - 4,0%, в 2019 году - на 4,0%. В результате среднегодовой размер страховой пенсии по старости составит в 2017 году - 13 657 рублей (159,9% к прожиточному минимуму пенсионера) и к 2019 году достигнет 14 439 рублей.
Среднегодовой размер социальной пенсии будет поддерживаться на уровне 100% соотношения с прожиточным минимумом пенсионера: в 2017 году - 8 803 рубля (103,1% к прожиточному минимуму пенсионера) и к 2019 году составит 9 926 рублей.
В целом основные характеристики бюджета Фонда на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов позволяют обеспечить предусмотренные законодательством выплаты.
При рассмотрении проекта федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" во втором чтении были внесены следующие поправки.
Предусматривается направление 1 млрд. рублей на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные с укреплением материально-технической базы организаций социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, и обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров за счет перераспределения межбюджетного трансферта из федерального бюджета на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии (за счет экономии средств федерального бюджета на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии в связи с установлением в двух субъектах Российской Федерации прожиточного минимума пенсионера выше, чем в целом по Российской Федерации и их переходом на выплату региональной социальной доплаты к пенсии).
Кроме того, сокращены расходы на предоставление единовременной субсидии на приобретение жилого помещения работникам Пенсионного фонда Российской Федерации. В 2017 году указанные расходы сокращены на 64,5 млн. рублей (при этом средства в объеме 19,5 млн. рублей по данной статье расходов в 2017 году будут направлены на уплату страховых взносов, начисленных за предоставление субсидий на приобретение жилья в 2015 году). Образовавшаяся экономия средств бюджета Фонда направляется на выплату страховых пенсий: в 2017 году - в объеме 64,5 млн. рублей; в 2018 году - в объеме 81,3 млн. рублей; в 2019 году - в объеме 79,5 млн. рублей.
Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Председатель комитета |
С.Н. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.