Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 13 декабря 2016 г. N 3.5-04/2000
по Федеральному закону "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 9 декабря 2016 года, и отмечает следующее.
Бюджет Фонда на 2017 - 2019 годы сформирован в условиях сохранения тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для основной категории плательщиков в размере 2,9%.
Для отдельных категорий плательщиков, определенных законодательством, применены пониженные тарифы страховых взносов с учетом установленных сроков их действия.
Сохранены тарифы и порядок уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Доходы бюджета Фонда на 2017 год предусматриваются в сумме 642,2 млрд. рублей (105,1% к показателю 2016 года), в том числе, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в сумме 489,7 млрд. рублей, и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - в сумме 106,6 млрд. рублей.
В составе указанных доходов учтена общая сумма межбюджетных трансфертов, передаваемых в бюджет Фонда из федерального бюджета, в размере 42,97 млрд. рублей.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету Фонда в 2018-2019 годах составят 42,2 млрд. рублей (98,2%) и 29,2 млрд. рублей (69,1%) соответственно.
На обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в 2017 - 2019 годах межбюджетные трансферты из федерального бюджета не предусматриваются.
Общий объем расходов бюджета Фонда на 2017 год предусмотрен в размере 683,4 млрд. рублей (105,4% к уровню 2016 года), из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в сумме 543,0 млрд. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - в сумме 94,5 млрд. рублей.
В 2017 году бюджет Фонда предусматривается с дефицитом в общей сумме 41,2 млрд. рублей (в 2016 году - 37,4 млрд. рублей), включая дефицит в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в объеме 53,3 млрд. рублей и профицит в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 12,1 млрд. рублей.
Источником внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда в 2017 году определены остатки денежных средств на начало года по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в объеме 24,0 млрд. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - в объеме 29,3 млрд. рублей.
В 2018 году сумма дефицита бюджета Фонда составит 41,1 млрд. рублей, в 2019 году - 36,4 млрд. рублей, на покрытие которого направляются остатки средств на начало года по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Комитет в связи с этим отмечает, что покрытие дефицита бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за счет средств страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не соответствует целевому назначению страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Расходы на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, включая расходы по осуществлению указанных полномочий, предусмотрены в пределах межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету Фонда из федерального бюджета на 2017 - 2019 годы в объеме 24,1 млрд. рублей ежегодно.
Поправками к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" были увеличены на 3,7 млрд. рублей субвенции из федерального бюджета, передаваемые субъектам Российской Федерации на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая ремонт и изготовление протезно-ортопедических изделий. С учетом увеличения объем указанных субвенций составляет 5,2 млрд. рублей (уровень 2016 года).
Средства на реализацию мер социальной поддержки граждан по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту лечения и обратно, входящему в набор социальных услуг, учтены на 2017 год в составе бюджетных ассигнований на предоставление ежемесячных денежных выплат и будут определены после выявления числа граждан, не воспользовавшихся правом отказа от набора социальных услуг.
Вместе с тем остается неурегулированной проблема низкого уровня обеспеченности граждан путевками на санаторно-курортное лечение. Представляется целесообразным проработать вопрос о возможности пересмотра действующего порядка определения объемов соответствующих межбюджетных трансфертов бюджету Фонда.
С учетом изложенного, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Председатель комитета |
С.Н. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.