Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи
по проекту федерального закона N 3735-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
(об установлении ответственности лиц, обладающих специальной физической или спортивной подготовкой в области силовых единоборств)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи рассмотрев проект федерального закона N 3735-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Я.Е. Ниловым, Ю.А. Напсо, а также М.С. Рохмистровым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести в статью 37 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) изменения, в соответствии с которыми лица, обладающие специальной физической или спортивной подготовкой в области силовых единоборств, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за причинение вреда жизни или здоровью граждан при применении ими имеющихся навыков. Согласно пояснительной записке, наличие в данном Федеральном законе такой нормы позволит отнести применение указанных навыков к обстоятельствам, отягчающим наказание.
В этой связи следует заметить, что статья 37 Федерального закона носит наименование "Объекты спорта" и устанавливает их правовой статус. Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения не относятся к предмету регулирования данной статьи.
Ответственность за неправомерное причинение вреда жизни или здоровью граждан устанавливается исключительно уголовным законодательством Российской Федерации и не требует наличия в иных федеральных законах аналогичных норм.
Кроме того, проектируемые положения не соответствуют нормам Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми ответственность несут все лица, а не только обладающие специальной физической или спортивной подготовкой в области силовых единоборств. Правомерное же причинение такого вреда (необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление) не является уголовно наказуемым вне зависимости от навыков лица, причинившего вред.
Если рассматривать положения законопроекта как обстоятельства, которые признаются отягчающими наказание за совершение преступлений, то необходимо отметить, что исчерпывающий перечень таких обстоятельств установлен в части 1 статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации и не включает в себя наличия специальной физической или спортивной подготовки в области силовых единоборств.
Кроме того, из текста законопроекта не представляется возможным однозначно определить обладает ли лицо, причинившее вред, специальной физической или спортивной подготовкой в области силовых единоборств, поскольку в законопроекте не уточняется, что является физической подготовкой, и по каким критериям будут определяться уровень и наличие или отсутствие у лица указанной подготовки что понимается под силовым единоборством и какие виды спорта могут быть к нему отнесены.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 3735-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Я.Е. Ниловым, Ю.А. Напсо, а также М.С. Рохмистровым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, и рекомендует Государственной Думе его отклонить при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.В. Дегтярев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.