Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 8 февраля 2016 г. N 3.5-03/187
по проекту федерального закона N 892365-6 "О внесении изменений в статьи 333.19 и 333.21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 333.19 и 333.21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 26 января 2016 года, Комитет отмечает следующее.
Проект Закона был внесен Правительством Российской Федерации вместе с проектом федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов".
В Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации внесены изменения, предусматривающие порядок судебного рассмотрения судами общей юрисдикции, Судом по интеллектуальным правам дел об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.
Необходимость введения порядка оспаривания данных актов связана с принятием Постановления Конституционного Суда от 31 марта 2015 г. N 6-П, которым федеральному законодателю предписано внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на установление особенностей судебного рассмотрения дел об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, которые формально не являются нормативными правовыми актами, но фактически обладают нормативными свойствами.
Ранее действовавшее законодательство не предусматривало права обжалования актов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, хотя и не являющихся нормативными актами, но обладающих нормативными свойствами (например, письма Федеральной налоговой службы, содержащие разъяснения налогового законодательства), что препятствовало физическим и юридическим лицам защищать свои права, нарушенные данными актами.
В связи с введением порядка судебного обжалования указанного вида актов, рассматриваемым Законом устанавливаются размеры государственной пошлины:
- при подаче в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции административного искового заявления об оспаривании актов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, в размере 300 рублей - для физических лиц, 4500 рублей - для организаций.
- при подаче в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды заявлений об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти в сфере прав на результаты интеллектуальной деятельности, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, в размере 300 рублей - для физических лиц, 2000 рублей - для организаций.
Указанные размеры государственной пошлины соответствуют размерам государственной пошлины, установленным для подачи в соответствующий суд заявления об оспаривании нормативных правовых актов.
Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
Учитывая изложенное, Комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 333.19 и 333.21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов".
Председатель комитета |
С.Н. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.