Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 4 февраля 2016 г. N 5.1-01/260
по проекту федерального закона N 892365-6 "О внесении изменений в статьи 333.19 и 333.21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов", принятому Государственной Думой 26 января 2016 года"
Досье на проект федерального закона
Законопроект N 892365-6 "О внесении изменений в статью 333.19 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (в части установления порядка судебного рассмотрения дел об оспаривании отдельных актов)" внесен Правительством Российской Федерации 2 октября 2015 года. При рассмотрении законопроекта во втором чтении было изменено его наименование и уточнен предмет правового регулирования.
Федеральным законом устанавливается государственная пошлина, уплачиваемая при обращении в суды по делам об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами. Государственная пошлина по таким делам установлена в размере 300 рублей для физических лиц, 4 500 рублей - для организаций. При рассмотрении дел об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, Судом по интеллектуальным правам размер государственной пошлины для физических лиц составит 300 рублей, для организаций - 2000 рублей.
Федеральный закон направлен на исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31 марта 2015 г. N 6-П по делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Газпром нефть". Данным Постановлением федеральному законодателю было указано на необходимость внесения в действующее правовое регулирование изменений, направленных на установление особенностей судебного рассмотрения дел об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства, которые формально не являются нормативными правовыми актами, но фактически обладают нормативными свойствами.
Федеральный закон не противоречит основам налогообложения и сборов в Российской Федерации и не содержит правовых и юридико-технических недостатков.
Формулировка статьи 2 Федерального закона соответствует формулировке абзаца второго пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Правовые последствия принятия Федерального закона состоят в том, что после вступления данного Федерального закона в силу порядок оспаривания актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, будет определен в объеме, необходимом для реализации права на судебную защиту, поскольку уплата государственной пошлины является частью такого порядка.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, отнесенные пунктом "з" статьи 71 Конституции Российской Федерации к вопросам ведения Российской Федерации (федеральные сборы).
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов федерального сбора. Рассмотрение данного Федерального закона должно быть начато не позднее 11 февраля 2016 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухину, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву и полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Ю.А. Шарандин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.