Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 977042-6 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации",
внесенному депутатом Государственной Думы Я.В. Зелинским
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Согласно законопроекту право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации наряду с указанными субъектами в пункте 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) предоставляется в обязательном порядке также членам Совета Федерации - представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации и депутатам Государственной Думы, избравшимся от соответствующего субъекта Российской Федерации.
Обращаем внимание, что согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, при этом одним из принципов осуществления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является самостоятельное осуществление ими принадлежащих им полномочий (подпункт "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона). В связи с изложенным вызывает сомнение наделение депутата Государственной Думы как избранного представителя народа в федеральном органе государственной власти (а не представителя субъекта Российской Федерации) правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации.
Что касается членов Совета Федерации, то согласно действующей редакции пункта 1 статьи 6 Федерального закона конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации указанным лицам может быть предоставлено право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.
Полагаем, что закрепленный в пункте 1 статьи 6 Федерального закона перечень субъектов права законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации, не только воспроизводит федеральную модель субъектов права законодательной инициативы (часть 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации), но и является обоснованным с правовой точки зрения. Дальнейшая же конкретизация положений Федерального закона в вопросе определения субъектов права законодательной инициативы в субъекте Российской Федерации, а именно их регламентация на федеральном уровне представляется излишней и необоснованной и, на наш взгляд, может привести к ограничению права субъекта Российской Федерации на самостоятельное регулирование данного вопроса, которое обусловлено принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
В связи с изложенным, полагаем, что концепция законопроекта требует дополнительного обсуждения.
Исполняющий обязанности |
Т.А. Анчуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.