Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
по проекту федерального закона N 939349-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 939349-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Н.Н. Гончаром, М.Л. Шаккумом, М.А. Мукабеновой, Н.И. Борцовым, членом Совета Федерации Н.А. Журавлевым, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает следующее.
Проект федерального закона N 939349-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях повышения защиты прав потребителей страховых услуг и направлен на совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела и повышение финансовой устойчивости страховых организаций.
Согласно проектируемым изменениям, лица, намеревающиеся создать страховую организацию, должны направить в Банк России документы для государственной регистрации и получения лицензии на осуществление страховой деятельности и получить решение Банка России. При этом при наличии действующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, которая объединяет страховые организации, документы направляются в Банк России через такую саморегулируемую организацию с приложением ходатайства последней о государственной регистрации юридического лица и выдаче лицензии.
Законопроектом также предусматривается внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о реорганизации и ликвидации страховых организаций, а также об изменении сведений о страховых организациях, содержащихся в данном реестре, исключительно на основании решения Банка России, что позволит исключить причинение ущерба их акционерам (участникам) и иным лицам, а также возможность ухода с рынка страховых организаций, не исполнивших своих обязательств.
Законопроектом устанавливается исключительное право использования в наименованиях (фирменных наименованиях) юридических лиц слова "страхование", а также производных от него слов и словосочетаний только субъектами, получившими от органа страхового надзора лицензию на осуществление страховой деятельности, что, по мнению авторов законопроекта, будет препятствовать осуществлению страховой деятельности лицами, не являющимися субъектами страхового дела.
Кроме того, законопроектом предусмотрено увеличение минимального размера уставного капитала страховщика до трехсот миллионов рублей и минимального размера уставного капитала страховщика для осуществления перестрахования до шестисот миллионов рублей.
По законопроекту имеется ряд замечаний.
Согласно подпункту "а" пункта 2 статьи 1 законопроекта "страховщики не вправе осуществлять иную предпринимательскую деятельность, не связанную со страховой деятельностью (страховым делом), за исключением направленной на обеспечение страховой деятельности. Указанные ограничения не распространяются также на продажу имущества, приобретенного страховыми организациями в целях обеспечения своей деятельности". Комитет полагает, что указанные ограничения требуют дополнительного обсуждения в части допущения не только продажи имущества, но сдачи его в аренду и иного законного использования в целях обеспечения деятельности страховой организации.
В проектируемой новой статье 24.6 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" устанавливается срок в один рабочий день для информирования страховой организацией органа страхового надзора обо всех изменениях в документах, являвшихся основанием для получения лицензии и государственной регистрации. Комитет считает, что изменение установленного в настоящее время в статье 32 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" срока с 30 дней на один рабочий день может вызвать трудности в реализации и требует дополнительного обсуждения.
В соответствии с проектируемыми новыми статьями 24.6 и 24.7 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" основаниями для отказа в выдаче лицензии или в согласовании проведения реорганизации страховой организации, изменения ее наименования (фирменного наименования), увеличения размера уставного капитала, назначения лиц на определенные должности является выявление неудовлетворительного финансового положения ее акционеров (участников). При этом орган страхового надзора устанавливает критерии, в соответствии с которыми финансовое положение акционеров (участников) страховой организации признается неудовлетворительным. Во избежание конфликта интересов и в целях исключения коррупциогенных факторов Комитет считает необходимым устанавливать критерии, в соответствии с которыми финансовое положение акционеров (участников) страховой организации признается неудовлетворительным, непосредственно в федеральном законе.
Кроме того, Комитет считает, что перечень оснований, при наличии которых орган страхового надзора отказывает в предоставлении предварительного согласия на проведение реорганизации, изменение наименования (фирменного наименования), увеличение размера уставного капитала страховой организации, назначение лиц на определенные должности (пункт 2 новой статьи 24.6), должен быть исчерпывающим.
В законопроекте устанавливается обязанность страховых организаций составлять и предоставлять в орган страхового надзора бизнес-план (пункт 7 статьи 1 проекта - новая статья 27.1 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"). Предполагается, что требования к бизнес-плану страховой организации, критерии его оценки и сроки его представления в Банк России будут устанавливаться органом страхового надзора. При этом в случае несоответствия бизнес-плана установленным требованиям субъекту страхового дела органом страхового надзора дается предписание об устранении нарушения. Комитет полагает необходимым определять требования к бизнес-плану страховой организации и критерии его оценки органом страхового надзора непосредственно в федеральном законе.
Требует дополнительного обсуждения норма законопроекта, устанавливающая минимальный размер уставного капитала для страховщиков равным 300 миллионам рублей (подпункт "а" пункта 6 статьи 1 проекта) с учетом планируемого с 1 января 2017 года повышения уставного капитала для всех страховых организаций до 120 миллионов рублей (см. статью 1 Федерального закона от 30 декабря 2015 года N 432-ФЗ "О внесении изменения в статью 25 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"). Также представляется целесообразным дополнительно обсудить необходимость введение одинакового размера минимального уставного капитала для страховщиков, занимающихся исключительно медицинским страхованием, и иных страховщиков.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 939349-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации" при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
Н.Н. Гончар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.