Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
по проекту федерального закона N 895643-6 "О внесении изменения в статью 49 Земельного кодекса Российской Федерации"
(в части расширения оснований для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд),
внесенного Государственным Советом Удмуртской Республики
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 895643-6 "О внесении изменения в статью 49 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части расширения оснований для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд), внесенный Государственным Советом Удмуртской Республики (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом предлагается предоставлять возможность изъятия для государственных и муниципальных нужд земельных участков для размещения объектов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций.
Согласно пояснительной записке, законопроект направлен на создание условий, необходимых органам местного самоуправления для реализации градостроительных решений по строительству указанных объектов, которые в соответствии с утверждёнными документами территориального планирования должны быть преобразованы.
Комитет считает необходимым отметить, что основные направления совершенствования института изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд нашли свое отражение в Федеральном законе от 31 декабря 2014 года N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности, положениями указанного федерального закона предусматривается сокращение оснований для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. К примеру, исключена возможность установления дополнительных оснований для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд законами субъектов Российской Федерации.
В целом Комитет считает, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд является исключительной мерой, поскольку она влечет принудительное прекращение прав на недвижимое имущество (часть 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации). Кроме того, изъятие имущества для государственных или муниципальных нужд, как правило, сопровождается возникновением социальной напряженности, многочисленными судебными спорами, резкой критикой соответствующих государственных или муниципальных проектов со стороны населения.
В связи с этим, перечень оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд ограничен федеральными законами и в основном увязан со строительством, реконструкцией отдельных объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.
При этом следует отметить, что исходя из пункта 2 статьи 102 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к зданиям и сооружениям государственных и муниципальных образовательных организаций относятся объекты (здания, строения, сооружения) учебной, производственной, социальной инфраструктуры, включая жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, а также клинические базы.
Следует также отметить, что законодательством Российской Федерации предусмотрены механизмы, направленные на обеспечение населения необходимыми объектами социальной инфраструктуры: разработка и утверждение нормативов градостроительного проектирования, содержащих в том числе расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения; требование об учете указанных нормативов при разработке документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории, на основании которых должно осуществляться развитие территории и др.
Таким образом, вопросы обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры, и объектами образования в частности, должны решаться на стадии планирования развития территории, а не путем изъятия земельных участков у граждан и юридических лиц.
Также следует отметить, что в связи со вступлением в силу Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" муниципальные образования получили дополнительные инструменты, позволяющие приобретать земельные участки в муниципальную собственность, в том числе которые могут быть использованы для нужд муниципальных образовательных организаций. В частности, такие земельные участки могут быть приобретены в муниципальную собственность в результате мены (Глава V.2 Земельного кодекса Российской Федерации) либо в связи с передачей земельных участков из федеральной собственности (Глава V.5 Земельного кодекса Российской Федерации).
Комитет также отмечает, что размещение зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций предлагается установить в качестве основания для изъятия земельных участков не только для муниципальных, но и для государственных нужд, что не в полной мере соответствует распределению полномочий в сфере образования между органами местного самоуправления и органами государственной власти. Так, в частности, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях относится к числу вопросов местного значения муниципальных районов и городских округов (пункт 11 части 1 статьи 15, пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
При этом такие полномочия не относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти или к полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем установление подобного основания для изъятия земельных участков не только для муниципальных, но и для государственных нужд, не может быть поддержано.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству не поддерживает законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.