Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменение в статью 49 Земельного кодекса Российской Федерации, дополнив ее положением, устанавливающим, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основанию, связанному со строительством, реконструкцией объектов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, строительство которых предусмотрено программой комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа, при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.
В соответствии с частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 235, 239.2, 279 - 282) и Земельного кодекса Российской Федерации (статьи 56.2 - 56.11) установлены основания и порядок принудительного прекращения права собственности на имущество и земельные участки, в том числе их изъятия (принудительного отчуждения) для государственных или муниципальных нужд.
Принятие указанного законопроекта в представленной редакции потребует разработки критериев определения "исключительности" ситуации, а также механизма оценки таких критериев, что не учтено авторами законопроекта. Использование земельных участков для строительства объектов социальной инфраструктуры (школ, больниц, детских садов и иных аналогичных объектов) в большей мере является широко распространенным случаем, а не исключительным.
Согласно пояснительной записке к законопроекту строительство объектов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций предусматривается осуществлять на территориях, которые в соответствии с документами территориального планирования должны быть преобразованы (в том числе морально и физически устаревшие территории массовой застройки индивидуальными и малоэтажными домами).
Следует отметить, что вопросы развития подобных территорий урегулированы положениями статьей 46.1, 46.2 и 46.4, 46.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в которых в том числе предусмотрены существенные условия договора о развитии застроенной территории и договора комплексного освоения территории, включающие обязательства о подготовке и утверждении проекта планировки застроенной территории, о принятии решения об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений и земельных участков, находящихся на указанной территории, обязательства о строительстве и (или) реконструкции объектов, в том числе объектов инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктур, а также максимальные сроки выполнения указанных обязательств.
На основании изложенного Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 8 февраля 2016 г. N 739п-П9 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 895643-6 "О внесении изменения в статью 49 Земельного кодекса Российской Федерации", внесенный Государственным Советом Удмуртской Республики"
Текст письма официально опубликован не был