Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 917476-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенному депутатами Государственной Думы С.А. Гавриловым, З.А. Аскендеровым, В.И. Афонским и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В проекте федерального закона предлагается статью 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" дополнить положением о запрете предоставления без получения предварительного согласия уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти информации, за исключением ранее распространенной, по запросам, обращениям или требованиям иностранных государств, международных организаций, иностранных и российских юридических лиц, находящихся под контролем иностранных государств либо иностранных организаций, иностранных органов власти и управления, иностранных органов и организаций, осуществляющих распорядительные, контрольные, надзорные и иные функции.
В указанном положении говорится о запросах, обращениях или требованиях (далее - запросы) "иностранных и российских юридических лиц, находящихся под контролем иностранных государств либо иностранных организаций", и одновременно о запросах иностранных организаций, "осуществляющих распорядительные_ и иные функции", в связи с чем неясно, распространяется ли предусмотренный проектом запрет только на запросы организаций, осуществляющих те или иные публично-правовые функции, или на запросы любых иностранных организаций и организаций, находящихся под их контролем, в том числе коммерческих организаций. При этом полагаем, что распространение предусмотренного проектом запрета не только на запросы организаций, осуществляющих какие-либо публично-правовые функции, но и на запросы иных организаций, привело бы к ограничению свободы экономической деятельности и нарушению принципов недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.
Также неясно, каким образом должно осуществляться взаимодействие физических и юридических лиц с указанными выше международными организациями и иностранными и российскими юридическими лицами, если физические и юридические лица являются членами или участниками таких международных организаций, иностранных или российских юридических лиц.
Кроме того, полагаем, что распространение предусмотренного проектом запрета также и на запросы российских юридических лиц, находящихся под контролем иностранных государств или иностранных организаций, вряд ли реализуемо с практической точки зрения, поскольку у лиц, вступающих во взаимодействие с ними, может отсутствовать информация о том, находятся они под контролем указанных лиц или нет. При этом отмечаем, что за нарушение такого запрета на предоставление информации по запросам указанных выше лиц проектом предусматривается административная ответственность (статья 2 проекта).
Вместе с тем отмечаем, что предусмотренный в предлагаемой части 7 статьи 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" состав лиц, предоставление информации по запросам которых осуществляется в предусмотренном проектом порядке, следует согласовать с составом таких лиц, содержащимся в предлагаемой части 2 статьи 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Также обращаем внимание, что согласно наименованию дополняемой статьи 13.14 Кодекса административная ответственность устанавливается за разглашение информации с ограниченным доступом, в то время как в предлагаемой части 2 данной статьи административная ответственность предусматривается за нарушение установленного проектом порядка распространения любой информации. В связи с этим предлагаемые проектом изменения в Кодекс, по нашему мнению, следует оформить отдельной статьей.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.