Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 76755-7 "О внесении изменений в Федеральный закон N 473-Ф3 "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" разработан с целью уточнения некоторых положений закона, в силу действия которых Российской Федерации может быть нанесен значительный материальный ущерб.
Еще до Рузвельта, в 90-е годы XIX века, группа банкиров во главе с Джоном Морганом захотела прибрать к рукам русские богатства Дальнего востока. Серьезно рассматривались даже проекты захвата Чукотки. Лобовые попытки получить чукотские концессии провалились, и тогда американцы стали действовать хитрее. Теперь они создавали предприятия вместе с русскими промышленниками, и через эти лазейки проникали на российский Дальний Восток.
Вынашивались планы строительства транспортной артерии "Париж-Нью-Йорк". Значительная часть пути которой прошла бы по территории России, и под этим соусом американцы добивались концессий в Сибири, а также права покупать землю вместе с недрами. Деньги на проект выделили всемирно известные финансисты: Морган, Шифф и Куртис. Конечно же, Николай II отверг такое "взаимовыгодное сотрудничество".
Но прошло 100 лет и этот проект с далеко идущими планами стал осуществляться посредством реализации Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
1. В соответствии с Федеральным законом, территория опережающего социально-экономического развития создается на 70 лет по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа. Срок существования территории опережающего социально-экономического развития может быть продлен по решению Правительства Российской Федерации.
Семьдесят лет слишком большой срок для договора, которым предусматривается передача неограниченной территории РФ юридическому лицу, в том числе иностранному, фактически бесплатно, да еще с государственными вложениями и освобождением от налогов. По истечении данного срока "резидент" имеет право распорядиться созданным им имуществом по своему усмотрению. В данном случае уничтожение этого имущества не исключается. Тогда какой смысл создавать условия "резидентам" для паразитирования на государственных ресурсах и бюджете, если в конечном итоге через 70 лет все вернется к первоначальному виду или к более худшему состоянию, поскольку нормальный государственный контроль над хозяйствованием "Резидента" не предусматривается.
Законопроектом предлагается изменить срок действия договора с 70 на 30 лет. Именно 30 лет установлен срок стратегического планирования в России и поскольку за пределами этого срока планирования не предусматривается, не должно быть и договоров, не укладывающихся в стратегические планы страны.
Кроме того, любой проект, даже такой, как гидроэлектростанция на сибирских реках строится и окупается в сроки не более 15-20 лет, за 70 лет такой объект уже придет в негодность, что не отвечает целям закона "О территориях опережающего социально-экономического развития".
Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития" предусматривает передачу любой территории РФ, не исключая города Москвы на срок 70 лет любому иностранному инвестору - "резиденту". Те люди, которые будут подписывать соглашение на 70 лет, по истечении этого срока живы уже не будут. А те, кто родился сегодня, не будут знать о существовании такого соглашения. Территория, отданная на 70 лет, навсегда останется у "резидента" той страны, откуда он пришел. За примером далеко ходить не надо. Аляска была отдана Соединенным Штатам в аренду на 49 лет. Ведь не отдали же! Именно поэтому срок договора о ТОРах необходимо сократить до 30 лет, чтобы не создавать прецедента отторжения российской территории.
2. Пункт 3 статьи 16 Федерального закона устанавливает, что лицо, утратившее статус резидента территории социально-экономического развития, вправе распорядиться принадлежащим ему движимым и недвижимым имуществом, находящимся на территории опережающего социально-экономического развития, по своему усмотрению в соответствии с гражданским законодательством. Таким образом, законом предоставляется право "резиденту" по истечении 70-летнего срока уничтожить все, что он создал за этот срок. Сомнения в том, что резидент не будет уничтожать имущество, это ему не выгодно не имеют под собой оснований. На протяжении 25 лет почти все заводы и фабрики, купленные иностранными инвесторами, были уничтожены. Уничтожались целые отрасли, чтобы убрать конкурентов с мирового рынка и сделать Россию страной-потребителем. Поэтому законопроектом предусматривается внести в соглашение о ТОРах условие о судьбе недвижимого имущества резидента после окончания срока договора.
3. Федеральным законом предусматривается, что Федеральный государственный контроль (надзор), региональный государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль на территории опережающего социально-экономического развития в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития осуществляют соответственно уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления (далее - органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако в перечне контролирующих органов отсутствует Счетная палата. В силу того, что ТОР является федеральным инвестиционном проектом с государственными вложениями и налоговыми льготами, контроль над использованием государственных средств должна осуществлять Счетная палата. Именно с этой целью внесена поправка в часть 1 статьи 4 федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон N 473-Ф3 "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"
В связи с принятием настоящего закона "О внесении изменений в Федеральный закон N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" не потребуется дополнительных расходов из Федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствие с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон N 473-Ф3 "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"
Введение в действие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" не потребует внесения иных изменений в указанный законодательный акт и в другие законодательные акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.