Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального N 929004-6 "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (о дифференциации внутренних водных путей Российской Федерации)", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 929004-6 "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (о дифференциации внутренних водных путей Российской Федерации)", внесенный Правительством Российской Федерации, в части вопросов ведения Комитета, и отмечает следующее.
В соответствии с пояснительной запиской, законопроект подготовлен в целях создания правовых условий для развития и повышения эффективности внутреннего водного транспорта, а также его безопасности.
В настоящее время, в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ), внутренние водные пути (ВВП) находятся исключительно в федеральном ведении, их содержание и развитие является обязательством федерального бюджета.
Перечень водных объектов, составляющих внутренние водные пути Российской Федерации (далее - Перечень), утвержден соответствующим распоряжением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с неоднократными обращениями субъектов Российской Федерации (г. Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Красноярский край и др.) законопроектом предусмотрено, что внутренние водные пути Российской Федерации будут включать внутренние водные пути федерального значения, которые в настоящее время включены в Перечень, и внутренние водные пути регионального значения.
Законопроектом предлагается предоставить субъектам Российской Федерации право в дополнение к существующему Перечню ВВП федерального значения инициативно вносить в Правительство Российской Федерации предложения по формированию Перечня ВВП регионального значения из числа участков рек, каналов, озер и водохранилищ, расположенных в границах субъекта Российской Федерации и не используемых сегодня для судоходства. В этом случае финансирование содержания и развития таких участков ВВП регионального значения будет являться обязательством бюджета субъекта Российской Федерации.
Такой подход позволит создать условия для расширения географии перевозок грузов и пассажиров в интересах повышения эффективности экономики субъектов Российской Федерации на тех водных объектах, которые не включены в Перечень ВВП федерального значения.
В законопроекте принят следующий концептуальный подход, что пригодные для судоходства участки рек, каналов, озер, водохранилищ, расположенные в границах одного субъекта Российской Федерации, в том числе расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и не включенные в Перечень, по инициативе субъекта Российской Федерации могут быть отнесены к внутренним водным путям регионального значения.
Для внутренних водных путей регионального значения, также как и для внутренних водных путей Российской Федерации будут установлены наименование водного пути, его нижняя и верхняя границы по течению и протяженность (км).
Создаваемые внутренние водные пути регионального значения могут не иметь выход на внутренние водные пути федерального значения (например, замкнутые озера или водохранилища, которые не связаны с внутренними водными путями федерального значения), а также небольшие водные объекты местного значения (например, реки Мойка, Фонтанка и т.д. в Санкт-Петербурге).
На этих "отдельных участках" рек появится водный транспорт - такси и новые паромы, разовьются пассажирские, туристические и грузовые перевозки.
Следует отметить, что изменением законодательства с 2006 года субъекты Российской Федерации не могут участвовать в финансировании содержания внутренних водных путей Российской Федерации, а с 2011 года администрации бассейнов внутренних водных путей осуществляют содержание внутренних водных путей в рамках государственного задания в пределах бюджетных ассигнований на эти цели. Вместе с тем имеются обращения субъектов Российской Федерации о необходимости увеличения гарантированных габаритов отдельных участков внутренних водных путей Российской Федерации для организации перевозок пассажиров или завоза грузов.
Законопроектом предусматриваются правовые условия, позволяющие субъектам Российской Федерации участвовать в финансировании содержания ВВП федерального значения, посредством предусмотренного Бюджетным кодексом Российской Федерации механизма предоставления субсидии федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации.
Это позволит реализовать региональные проекты по качественному улучшению параметров ВВП федерального значения в интересах субъектов Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрено право субъекта Российской Федерации принимать решение о внесении предложений по созданию внутренних водных путей регионального значения путем включения отдельных участков рек, каналов, озер и водохранилищ в Перечень. Решение принимается субъектом Российской Федерации в инициативном порядке, с учетом возможных объемов финансирования, которые могут быть выделены из бюджета субъекта Российской Федерации на их обслуживание.
Также предусматривается предоставить право органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование содержания судовых ходов, в том числе проведение путевых работ, и инфраструктуры внутренних водных путей на внутренних водных путях регионального значения, расположенных в границах соответствующего субъекта Российской Федерации, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Здесь также остро встает вопрос обеспечения безопасности судоходства на водных объектах, не включенных в федеральный Перечень. Так, в 2009 году затонул теплоход на озере Пясино в Красноярском крае, которое не входит в перечень внутренних водных путей Российской Федерации - погибли 8 человек. Если такие водные объекты будут отнесены к внутренним водным путям регионального значения, то Ространснадзор и инспекции государственного портового контроля, входящие в состав администраций бассейнов внутренних водных путей, получат возможность для осуществления надзора и контроля за судоходством.
Так, в целях обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, законопроектом предполагается распространить действие КВВТ на суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Существующие недостатки законодательства позволяют судовладельцам, которые эксплуатируют суда, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не только не осуществлять их государственную регистрацию, но и не представлять такие суда для необходимой классификации и освидетельствования.
Помимо этого судовладельцы снимают с учета ранее находившиеся на классификационном учете суда, в том числе, имеющие возраст более 30 лет. Таким образом, контроль за техническим состоянием этих судов в настоящее время является исключительной прерогативой судовладельца.
Законопроектом предполагается функции по содержанию инфраструктуры внутренних водных путей на внутренних водных путях федерального значения возложить на администрации бассейнов внутренних водных путей, которые отвечают за обеспечение безопасного судоходства на внутренних водных путях. При этом действующей редакции КВВТ определено, что обеспечить безопасные подходы для судов к причалам и безопасную стоянку судов у таких причалов должны владельцы причалов портов.
Законопроектом не предусматривается внесение изменений в Водный кодекс Российской Федерации, поскольку предлагаемые изменения не затрагивают нормы водного законодательства.
Вместе с тем Комитет обращает внимание на необходимость соотнесения норм рассматриваемого законопроекта с находящимся на рассмотрении Государственной Думы проектом федерального закона N 848238-6 "О внесении изменений в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации", внесенным Правительством Российской Федерации и принятым в первом чтении 11 ноября 2015 года.
Данный законопроект направлен на совершенствование регулирования правоотношений, возникающих при предоставлении прав пользования водными объектами в целях эксплуатации расположенных на них причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, гидротехнических сооружений, мостов, подводных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов. Он предусматривает возможность заключать договор водопользования в части использования акватории водного объекта для указанных целей без проведения аукциона.
Реализация проекта федерального закона N 929004-6 "О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (о дифференциации внутренних водных путей Российской Федерации)"не предполагает образования новых федеральных органов исполнительной власти и будет осуществляться в пределах установленных Правительством Российской Федерации предельной численности работников центральных аппаратов и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных данным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
На основании изложенного, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии рекомендует принять рассматриваемый проект федерального закона в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.