Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 923808-6 "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних) - внесен Законодательным Собранием Республики Карелия
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 14 декабря 2015 года (выписка из протокола N 274, п. 82) Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 923808-6 "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних", внесенный Законодательным Собранием Республики Карелия.
1. Законопроект направлен на ужесточение ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних и обеспечение назначения справедливого и соразмерного наказания.
Авторы законопроекта полагают, что принимаемые меры по профилактике, выявлению, предупреждению и пресечению указанных правонарушений зачастую являются малоэффективными, считая, что это связано с незначительными размерами штрафов, которые не могут служить цели общей и частной превенции административных правонарушений.
2. Законопроектом предлагается увеличить размер штрафа "от одной тысячи до двух тысяч пятисот" за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и иных интересов несовершеннолетних (часть 1 статьи 5.35 КоАП РФ), вместо установленного "от ста до пятисот" за данное правонарушение.
3. Комитет поддерживает концепцию законопроекта в части, касающейся неэффективности профилактической роли штрафа в размере ста рублей, установленного за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ и отмечает следующее.
В Государственную Думу 02 февраля 2013 года уже вносился аналогичный законопроект депутатом Государственной Думы - И.А.Чирковой: законопроект N 398424-6 "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних". По данному законопроекту Комитет также являлся Комитетом-соисполнителем и высказывал свою позицию в заключении от 14 февраля 2014 года. По рассмотренному ранее законопроекту Комитет принял решение рекомендовать ответственному Комитету - Комитету по конституционному законодательству и государственному строительству в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы до принятия или одобрения законопроекта в первом чтении предложить субъекту права законодательной инициативы изменить текст проекта федерального закона.
Решением от 11 марта 2014 года Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству на основании пункта "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы предлагал автору - депутату Государственной Думы И.А.Чирковой доработать текст законопроекта до его рассмотрения в первом чтении с учетом высказанных замечаний и предложений, однако доработанный текст в ответственный Комитет не был представлен, и решением ответственного Комитета от 11 сентября 2014 года рекомендован Государственной Думе к отклонению. Законопроект отклонен 23 сентября 2014 года (Постановление N 4957-6 ГД).
Позиция Комитета по вопросам семьи, женщин и детей по указанным предложениям, касающихся увеличения наказания в виде штрафа за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ, не изменилась.
Согласно данным, представленным в Комитет, за 2011 год составлено протоколов на родителей или лиц, их замещающих, по части 1 статьи 5.35 КоАП РФ за 2012 год - 418007, за 2013 год - 434860, 2014 год - 445338, а состояло на учёте родителей или законных представителей, отрицательно влияющих на детей, на конец отчетного периода в 2011 году - 146420, в 2012 году - 138600, в 2013 году - 136354, в 2014 году - 131961. Согласно представленной статистике ФКУ "ГИАЦ МВД России" (форма "1-АП", код 577) количество пресеченных административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ за 2012 год составило 425317, за 2013 год - 436766, а за 2014 год - 446452.
Безусловно, статистические данные свидетельствуют о том, что число родителей (законных представителей), подвергнутых мерам административного воздействия за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию своих детей, остается чрезмерно высоким. Однако, по мнению Комитета, штраф не является той мерой, которая способна обеспечить "ответственное родительство".
Наибольшие сложности в правоприменительной практике, снижающие профилактическую эффективность мер административной ответственности, связаны, в частности, с неопределенностью терминов "неисполнение" или "ненадлежащее исполнение" родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Фактически решение вопроса о том, исполняют или не исполняют родители свои обязанности по содержанию или воспитанию детей, надлежаще или ненадлежаще исполняют эти обязанности, отдано на откуп правоприменителям, в первую очередь органам опеки и попечительства, органам внутренних дел, правомочным составлять протоколы об этих административных правонарушениях.
Другая актуальная проблема - это расплывчатость статуса районных (городских) и районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, наделенных в соответствии со статьей 23.2 КоАП РФ полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях родителей, иных законных представителей. Так, в состав этих комиссий могут входить представители органов опеки и попечительства, органов внутренних дел. Складывается ситуация, при которой член комиссии может "стать судьей в собственном деле": он и составляет протокол об административном правонарушении, он же и судит, принимая решение об административном наказании.
Комитет также отмечает, что предложенный авторами законопроекта нижний предел штрафа за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ, в пять раз превышает нижний предел штрафа, который установлен на данный момент, а верхний предел штрафа за указанное правонарушение - в пять раз превышает верхний предел штрафа, установленный сейчас за указанное правонарушение. Однако, авторы законопроекта не обосновывает какими-либо статистическими или иными данными необходимость или целесообразность именно такого повышения нижней и верхней границ административного штрафа. По мнению Комитета необходимо снизить предложенные в законопроекте верхний предел штрафа хотя бы "до одной тысячи" рублей и нижний предел штрафа хотя бы до "пятисот" рублей.
Учитывая изложенное, Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует ответственному Комитету в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы до принятия или одобрения законопроекта в первом чтении предложить субъекту права законодательной инициативы изменить текст проекта федерального закона N 923808-6 "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних).
Первый заместитель |
О.Г. Борзова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.