Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 930962-6 "О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации",
внесенному депутатом Государственной Думы В.Г. Соловьевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Наименование проекта федерального закона требует согласования с его содержанием в части того, в какую именно статью Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) вносится изменение.
Из наименования законопроекта следует, что часть 1 статьи 17 Федерального закона дополняется положением о том, что "в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается пользоваться программными продуктами или техническими средствами связи, которые могут использоваться для несанкционированного доступа к сведениям конфиденциального характера или служебной информации. Перечень таких программных продуктов и технических средств связи определяется указом Президента Российской Федерации".
Из буквального содержания предлагаемого изменения следует, что запрет пользования программными продуктами или техническими средствами связи вводится для ограничения возможностей гражданских служащих иметь несанкционированный доступ к сведениям конфиденциального характера или служебной информации, что не соответствует изложенным в пояснительной записке целям принятия законопроекта. Если же указанный запрет адресован гражданским служащим с целью ограничения возможностей третьих лиц по несанкционированному доступу к имеющимся у гражданских служащих сведениям конфиденциального характера или служебной информации, то вызывает сомнения необходимость распространения предлагаемого запрета на всех гражданских служащих, учитывая, что не все гражданские служащие оперируют при исполнении должностных обязанностей сведениями, составляющими государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну. Кроме того, из указанного положения не ясно, вправе гражданские служащие пользоваться такими программными продуктами и техническими средствами связи в нерабочее время в личных целях.
Также полагаем, что полный запрет на использование каких-либо широко распространенных программных продуктов или технических средств связи является избыточным для достижения целей законопроекта и более обоснованным представляется вести речь не о полном запрете использования программных продуктов или технических средств связи, а именно о запрете их использования для передачи сведений, составляющих государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, в служебных целях.
Кроме того, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" одними из основных принципов построения и функционирования системы государственной службы являются единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы; взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы. В этой связи проектируемый запрет должен распространяться не только на государственную гражданскую службу, но и на военную службу, государственную службу иных видов и муниципальную службу. Исходя из того, что отдельные лица являются носителями сведений конфиденциального характера повышенной степени секретности, действие проектируемого федерального закона следует распространить и на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.