Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 937205-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации",
внесенному депутатами Государственной Думы С.Ю. Теном, В.Ю. Максимовым и М.М. Галимардановым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается восстановить в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) конфискацию имущества в качестве вида уголовного наказания, в связи с чем предлагается признать утратившей силу главу 15.1 УК РФ, рассматривающую конфискацию имущества как меру уголовно-правового характера, внести изменения в санкции ряда статей Особенной части УК РФ, а также корреспондирующие изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 8 июля 2004 года N 251-О, обратил внимание на то, что статьей 1 Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (заключена в городе Страсбурге 8 ноября 1990 года, ратифицирована Федеральным законом от 28 мая 2001 года N 62-ФЗ и вступила в силу для Российской Федерации 1 декабря 2001 года) установлено, что термин "конфискация" означает не только наказание, но и "меру, назначенную судом в результате судопроизводства по уголовному делу или уголовным делам и состоящую в лишении имущества" (пункт "d"); при этом под имуществом понимается имущество любого рода, вещественное и невещественное (пункт "в") и "орудия", означающие любое имущество, использованное или предназначенное для использования любым способом, целиком или частично, для совершения преступления или преступлений (пункт "с"). Таким образом, в соответствии с указанной международно-правовой нормой не исключается возможность применения конфискации имущества как вида наказания.
Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" конфискация имущества была исключена из числа видов уголовных наказаний, а затем вновь введена в УК РФ Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму", но уже в качестве одной из мер уголовно-правового характера, что также соответствует международным договорам Российской Федерации и, в частности, Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 года, Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года, Конвенции ООН против коррупции 2003 года, Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 года и другим.
Введение конфискации имущества в качестве дополнительного вида наказания за совершение преступлений, предусмотренных частью четвертой статьи 159.2 (пункт 21 статьи 1 проекта), частью второй статьи 227 (пункт 88 статьи 1 проекта), частью второй статьи 229 (пункт 98 статьи 1 проекта), статьей 275 (пункт 112 статьи 1 проекта) при одновременном сохранении в санкциях указанных норм дополнительного вида наказания в виде штрафа полагаем необоснованным.
Редакция предлагаемых изменений в статью 171.2 УК РФ (пункт 38 статьи 1 проекта) нуждается в уточнении, поскольку Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 430-ФЗ "О внесении изменений в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 14.1.1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указанная статья изложена в новой редакции и в настоящее время состоит из трех частей.
Отмечаем, что предусмотренное частью третьей статьи 193.1 УК РФ преступление является более тяжким по сравнению с преступлением, предусмотренным частью второй этой же статьи. В этой связи включение в санкцию части третьей статьи 193.1 УК РФ наказания в виде принудительных работ при наличии в санкции части второй этой же статьи безальтернативного наказания в виде лишения свободы представляется необоснованным (пункт 49 статьи 1 проекта)
Обращаем внимание, что проект не предусматривает введение конфискации имущества за совершение преступления, предусмотренного частью четвертой статьи 226 УК РФ, санкция которой устанавливает более строгое наказание, чем за преступления, предусмотренные частями второй и третьей этой же статьи (пункты 82 и 83 статьи 1 проекта).
Исполняющий обязанности |
Т.А. Анчуткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.