Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 942514-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (по вопросу обеспечения в субъектах Российской Федерации единого подхода к требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность главы муниципального образования),
внесенный Ивановской областной Думой
(утв. решением Комитета от 18 февраля 2016 г. N 137/1)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 942514-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" направлен на установление единообразных требований к кандидатам на должность главы муниципального образования независимо от порядка замещения указанной должности.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления отмечает следующее.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Следует отметить, что федеральным законодательством не предусмотрена разница в статусе главы муниципального образования в зависимости от способа его избрания. Вместе с тем требования к кандидатам на замещение указанной должности не являются одинаковыми.
В случае избрания главы муниципального образования на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава, на кандидата, претендующего на данную должность, распространяются ограничения, предусмотренные статьей 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ). В отношении кандидатов на должность главы муниципального образования, представляемых конкурсной комиссией представительному органу муниципального образования для избрания, такие ограничения отсутствуют.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон N 131-ФЗ статьей 36.1 и установить ограничения, связанные с участием гражданина в конкурсе по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования. В частности законопроектом предусматривается, что не имеют права участвовать в конкурсе граждане, признанные судом недееспособными, или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений. По сути, данные положения аналогичны нормам пунктов 3 - 3.5 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ.
Комитет отмечает, что ответственность, возлагаемая на лицо, замещающее должность главы муниципального образования, очень высока, в связи с чем недопустимо снижение требований (уменьшение ограничений) к кандидатам, претендующим на замещение указанной должности. Соответствующие ограничения должны быть одинаковыми, независимо от способа избрания главы муниципального образования.
Принятие законопроекта позволит обеспечить единый подход к требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность главы муниципального образования.
Вместе с тем Комитет отмечает, что с точки зрения логики изложения Федерального закона N 131-ФЗ нецелесообразно оформлять предложенные законопроектом нормы отдельной статьей, а следует дополнить соответствующими положениями статью 36 Федерального закона N 131-ФЗ. Кроме этого, поскольку норма законопроекта практически копирует ограничения, установленные статьей 4 Федерального закона N 67-ФЗ, нет необходимости в таком объеме перечислять их в Федеральном законе N 131-ФЗ. Представляется, что достаточно будет сделать соответствующую ссылку на Федеральный закон N 67-ФЗ.
На основании изложенного и с учетом замечаний Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендует Государственной Думе при рассмотрении в первом чтении принять проект федерального закона N 942514-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (по вопросу обеспечения в субъектах Российской Федерации единого подхода к требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность главы муниципального образования), внесенный Ивановской областной Думой.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.