Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 83422-7 "О внесении изменения в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Защита конституционного права граждан на своевременную оплату труда является одним из приоритетных направлений государственной политики. Конституцией РФ закреплено право на труд, запрещается принудительный труд и гарантируется право на вознаграждение за труд.
В силу этих конституционных положений невыплата работникам заработной платы и иных установленных законодательством выплат является посягательством на основные конституционные права человека и гражданина. Задача государства - прогнозировать и предупреждать нарастание (усиление) социальной напряженности в обществе. Нарушение конституционных прав граждан влечет дестабилизацию социальной обстановки и в ряде случаев побуждает граждан к совершению противоправных действий.
Как показывает практика, одним из наиболее значимых нарушений прав граждан в сфере труда является нарушение права на своевременную оплату труда. Право работника на получение указанной компенсации, возникающее в силу только одного юридического факта - задержки выплаты причитающихся работнику к выплате денежных сумм.
Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы предполагает не только возмещение полученного работником заработка, но и уплату дополнительных процентов (денежной компенсации).
Работодатели в подавляющем большинстве случаев игнорируют требование статьи 236 ТК РФ и самостоятельно, без принуждения извне, денежную компенсацию работнику не начисляют.
Если выплата заработной платы и иных причитающихся ему выплат произведены с нарушением установленного срока, то согласно статьи 236 ТК РФ работодатель обязан выплатить работнику денежную компенсацию. Размер денежной компенсации не может быть ниже сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
По данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 ноября 2016 г., по сведениям организаций (не относящихся к субъектам малого предпринимательства), суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности составила 3790 млн. рублей и по сравнению с 1 октября 2016 г. увеличилась на 132 млн. рублей (на 3,6%).
Особую озабоченность вызывает тот факт, что из общей суммы просроченной задолженности по заработной плате задолженность организаций, находящихся в стадии банкротства, на 1 ноября 2016 г. составила 1078 млн. рублей (28,4).
Задолженность по заработной плате из-за несвоевременного получения денежных средств из федерального бюджета на 1 ноября 2016 г. зафиксирована в республиках Бурятия и Алтай, Забайкальском крае, Московской области.
Задолженность по заработной плате из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 ноября 2016 г. наблюдается в Забайкальском и Камчатском краях, а также Еврейской автономной области.
При этом размер денежной компенсации, выплачиваемый работнику в случае несвоевременной выплаты заработной платы иных причитающихся ему выплат, на сегодняшний день составляет незначительную сумму.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по РФ за сентябрь 2016 г. составила 35 843 рублей. При задержке заработной платы на один месяц (30 дней), сумма компенсации при средней заработной плате составит всего 764 руб., 65 коп. Однако 50% существующей задолженности, по данным Росстата, приходится на отрасли обрабатывающего производства, а еще 25% на строительство, где средняя заработная плата существенно ниже и составляет 31 910 рублей и 29 960 рублей соответственно.
Проектом федерального закона устанавливается увеличение денежной компенсации до размеров одной сотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, что повысит уровень социальной защиты работников всех форм собственности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации" повлечет дополнительные расходы из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации" принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.