Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 8 февраля 2016 г. N 3.4-05/127
по Федеральному закону "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Объединенными Арабскими Эмиратами о взаимной правовой помощи по уголовным делам"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Объединенными Арабскими Эмиратами о взаимной правовой помощи по уголовным делам" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 29 января 2016 года.
Договор между Российской Федерацией и Объединенными Арабскими Эмиратами о взаимной правовой помощи по уголовным делам (далее - Договор) подписан 25 ноября 2014 года в городе Абу-Даби в целях развития международно-правовой базы двустороннего сотрудничества и повышения эффективности взаимодействия Российской Федерации и Объединенных Арабских Эмиратов по вопросам оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам.
В соответствии с Договором Стороны обязуются на взаимной основе и при соблюдении указанных в нем условий оказывать друг другу правовую помощь в расследовании, судебном разбирательстве или иных процессуальных действиях, связанных с уголовными делами. Договором определяется объем оказываемой Сторонами правовой помощи, устанавливаются требования к форме и содержанию запроса об оказании правовой помощи, порядок его исполнения.
Согласно Договору Центральные органы Сторон направляют и получают запросы о правовой помощи. Со стороны Российской Федерации центральными органами являются:
Министерство юстиции Российской Федерации - по вопросам, связанным с деятельностью судов;
Генеральная прокуратура Российской Федерации - по всем иным вопросам оказания правовой помощи.
Со стороны Объединенных Арабских Эмиратов центральным органом является Министерство юстиции.
По тексту Договора отмечаем положение, которое может вызвать необходимость толкования для целей правоприменения. Так, согласно подпункту с) (i) пункта 1 статьи 6 запрашиваемая Сторона может отказать в оказании правовой помощи в случае, если такая помощь запрашивается в связи с преступлением политического характера. В то же время преступлениями политического характера не являются преступления против жизни, здоровья или свободы "главы Стороны, члена правительства Стороны", а также членов их семей. С учётом этого в рамках консультаций, предусмотренных статьёй 22 Договора, представляется целесообразным уточнить, может ли названная норма применительно к Российской Стороне распространяться на иных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (например, парламентариев).
Вместе с тем указанные замечания не препятствуют ратификации данного Договора.
Договор подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку устанавливает иные правила, чем предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, и его предметом являются основные права и свободы человека и гражданина.
Положения Договора не противоречат интересам Российской Федерации, не затрагивают прав и обязательств Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых являются Российская Федерация и Объединенные Арабские Эмираты, а также из их членства в международных организациях.
Договор вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления Сторон о выполнении ими внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы указанного Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Ратификация Договора не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов, сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
Федеральный закон согласно пункту "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает ратификацию Договора. Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по Федеральному закону положительное.
На основании изложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Объединенными Арабскими Эмиратами о взаимной правовой помощи по уголовным делам", принятый Государственной Думой 29 января 2016 года.
Председатель Комитета |
К.И. Косачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.