Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности от 19 января 2016 г. N 3.9-110/3
на проект федерального закона N 938845-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
(в части совершенствования законодательства о саморегулируемых организациях в сфере строительства),
внесенный Правительством РФ
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности в качестве комитета-соисполнителя рассмотрел проект федерального закона N 938845-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается устранение выявленных на практике пробелов законодательного регулирования деятельности саморегулируемых организаций (далее - СРО) в строительной сфере и совершенствование механизмов контроля за деятельностью таких СРО, а также повышение ответственности последних за качество строительных работ, производимых их членами.
Проектом предлагается правовой механизм противодействия "коммерческим" и иным недобросовестным СРО в виде введения запрета на уплату взноса в компенсационный фонд в рассрочку, как самими членами такой организации, так и третьими лицами. Уточняются условия членства в СРО, а в случае ликвидации или реорганизации юридических лиц (членов СРО) - порядок прекращения их членства в такой организации.
Проектом закрепляется обязанность рассмотрения СРО обращений и жалоб на действия своих членов, а также уточняется процедура их рассмотрения.
Предлагается уточнить процедуру ведения государственного реестра СРО и установления единых требований к форме представления сведений для внесения в государственный реестр СРО, которую будет устанавливать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение государственного реестра СРО в сфере строительства - Ростехнадзор.
Комитет по вопросам собственности поддерживает концепцию законопроекта и считает целесообразным усиление контроля за деятельностью СРО, а также повышение ответственности таких организаций за оказываемые их членами услуги и качество проводимых строительных работ.
Вместе с тем, по мнению Комитета по вопросам собственности при доработке проекта следует устранить коллизию между статьёй 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и проектируемой статьёй 55.18 законопроекта. В соответствии с действующей статьей 55.2 Градостроительного кодекса необходимые для внесения в государственный реестр СРО сведения представляются СРО в Национальное объединение и только после соблюдения определенных процедур Национальное объединение направляет эти документы в федеральный орган исполнительной власти (Ростехнадзор), уполномоченный на осуществление государственного надзора за деятельностью таких организаций для целей принятия этим органом решения о внесении или об отказе во внесении сведений о соответствующей СРО в государственный реестр СРО. В тоже время часть 5 проектируемой статьи 55.18 законопроекта обязывает СРО направить уведомление и документы для внесения изменений в государственный реестр СРО, непосредственно в Ростехнадзор минуя Национальное объединение СРО.
Комитет полагает необходимым принять во внимание, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 2776-р утверждена Концепция совершенствования механизмов саморегулирования, в которой существующие модели саморегулирования с обязательным членством должны быть скорректированы с учетом актуализированных единых правовых основ деятельности СРО, устанавливаемых в Федеральном законе "О саморегулируемых организациях", и с учетом возможных отраслевых особенностей. Утверждение Концепции совершенствования механизмов саморегулирования обусловлена необходимостью введения в сложившуюся систему нормативно-правового регулирования в Российской Федерации устойчивых базовых принципов в целях недопущения дальнейшего размывания института саморегулирования отраслевым законодательством, наличием требующих решения объективных проблем в сферах, где предусмотрено обязательное членство в СРО, а также существующим противоречием между возрастающей ролью национальных объединений СРО в различных отраслях экономики и отсутствием установленной общей практики регулирования их деятельности.
В этой связи представляется целесообразным при подготовке законопроекта ко второму чтению дифференцировать правовые нормы, вносимые в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "О саморегулируемых организациях".
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам собственности рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 938845-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.