Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам от 8 февраля 2016 г. N 3.4-05/128
по Федеральному закону "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Объединенными Арабскими Эмиратами о выдаче"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Объединенными Арабскими Эмиратами о выдаче" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 29 января 2016 года.
Договор между Российской Федерацией и Объединенными Арабскими Эмиратами о выдаче (далее - Договор) подписан 25 ноября 2014 года в городе Абу-Даби в целях создания международно-правовой базы двустороннего сотрудничества по вопросам выдачи.
В соответствии с Договором стороны обязуются выдавать по запросу друг другу лиц для уголовного преследования или исполнения приговора в запрашивающей Стороне за преступления, влекущие выдачу. Под такими преступлениями понимаются деяния, которые в соответствии с законодательством обеих Сторон являются уголовно наказуемыми и влекут за собой наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.
В Договоре определены основания для отказа в выдаче, условия отсрочки в выдаче и выдача на время. Установлено, что Стороны не выдают собственных граждан. Предусмотрено, что запрашивающая Сторона может ходатайствовать о временном задержании лица до представления запроса о его выдаче. В случае положительного решения вопроса о выдаче запрашивающая Сторона принимает выданное лицо в срок не позднее 30 дней, начиная со дня, когда она была уведомлена о таком решении. Если передача не состоится в указанный срок, данное лицо освобождается из-под стражи. В случае, если одна Сторона по независящим от нее причинам не может передать или принять лицо, подлежащее выдаче, она уведомляет об этом другую Сторону, и срок передачи может быть продлен на период не более 15 дней. Если передача не состоится в указанный срок, лицо освобождается из-под стражи.
В тексте Договора отмечаем положение, которое может вызвать необходимость его толкования для целей правоприменения. Так, согласно подпункту b) (i) пункта 1 статьи 4 выдача не производится в случае, если она запрашивается в связи с преступлением политического характера. В то же время преступлениями политического характера не являются преступления против жизни, здоровья или свободы "главы Стороны, члена правительства Стороны", а также членов их семей. С учетом этого в рамках консультаций, предусмотренных статьей 18 Договора, представляется целесообразным уточнить, может ли названная норма применительно к Российской Стороне распространяться на иных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (например, парламентариев).
Вместе с тем указанные замечания не препятствуют ратификации данного Договора.
Договор подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку устанавливает иные правила, чем предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, и его предметом являются основные права и свободы человека и гражданина.
Договор вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления Сторон о выполнении ими внутригосударственных процедур.
Положения Договора не противоречат интересам Российской Федерации, не затрагивают прав и обязательств Сторон, вытекающих из других международных договоров, участниками которых являются Российская Федерация и Объединенные Арабские Эмираты, а также из их членства в международных организациях.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы указанного Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, не выявлено положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Ратификация Договора не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов, сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
Договор не затрагивает вопросы, регулируемые Договором о Евразийском экономическом союзе, и не противоречит иным международным договорам Российской Федерацией.
Федеральный закон согласно пункту "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает ратификацию Договора. Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по Федеральному закону положительное.
На основании изложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Объединенными Арабскими Эмиратами о выдаче", принятый Государственной Думой 29 января 2016 года.
Председатель Комитета |
К.И. Косачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.