Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 477976-5 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об опеке и попечительстве"
(об установлении запрета на отчуждение жилого недвижимого имущества несовершеннолетнего подопечного),
внесенному депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, М.С. Рохмистровым, С.В. Ивановым
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 24.01.2011 г. (выписка из протокола заседания Совета Государственной Думы N 259) Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 477976-5 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" (об установлении запрета на отчуждение жилого недвижимого имущества несовершеннолетнего подопечного), внесенному депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, М.С. Рохмистровым, С.В. Ивановым.
Законопроектом предлагается внести изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об опеке и попечительстве", касающиеся установления полного запрета на совершение опекунами (попечителями) сделок, влекущих отчуждение жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, принадлежащих несовершеннолетнему подопечному.
Проблема, связанная со случаями недобросовестности опекунов и попечителей, пользующихся предоставленными им законом правами на совершение сделок с жильем от имени своих подопечных, халатности и недобросовестности органов опеки и попечительства при согласовании таких сделок с целью личного обогащения, имеет место и нуждается в разрешении. В связи с этим, Комитет отмечает, что законопроект заслуживает внимания, но в то же время не может согласиться с авторами законопроекта о введении полного запрета на осуществление опекунами (попечителями) сделок с жильем подопечных в связи с тем, что не исключены случаи, когда осуществление таких сделок необходимо в целях защиты интересов подопечного (например, оплата дорогостоящего лечения, улучшение жилищных условий и др.).
Так, статьей 20 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" уже установлено, что недвижимое имущество (в том числе, жилые помещения), принадлежащее подопечному, не подлежит отчуждению. Этой же статьей устанавливаются исключительные случаи, когда отчуждение имущества подопечного возможно. Проблему, связанную со злоупотреблениями со стороны опекунов (попечителей) и органов опеки попечительства, по мнению Комитета, возможно решить путем корректировки предусмотренных указанным Федеральным законом исключительных случаев возможности отчуждения имущества подопечного.
Также следует отметить, что федеральным законодательством не предусмотрена ответственность опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства за злоупотребления при осуществлении сделок с имуществом подопечного, а также при даче согласия на подобные сделки. Установление подобной ответственности, по мнению Комитета, послужит профилактическим целям недопущения личного обогащения указанных лиц за счет подопечных.
Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом "а" части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует субъекту права законодательной инициативы изменить текст проекта федерального закона N 477976-5 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" до его рассмотрения в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.