Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 88374-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях усиления ответственности за непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.
Вопрос ужесточения ответственности за перекрытие проезда машинам оперативных служб был поднят после громкого инцидента на Камчатке, который произошел 10 января 2017 года. Водитель светлой малолитражки отказался пропустить карету скорой помощи, которая спешила на вызов, в заставленном припаркованными машинами дворе. В течение 10 минут водитель скорой уговаривал освободить дорогу, однако разъехаться удалось только после прибытия вызванного фельдшерами наряда полиции. Когда врачи наконец добрались до пациента, им оставалось только констатировать смерть.
Согласно статье 12.17 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП), непредставление преимущества автомобилю с включенными маячками синего цвета и звуковой сиреной в самом крайнем случае приведет к тому, что водителя лишат прав на 1-3 месяца или оштрафуют на 500 рублей. В некоторых случаях нарушитель может отделаться предупреждением. На несоразмерность наказания и возможных последствий указали авторы петиции на сайте Change.org, под которой на данный момент подписалось более 47 тысяч человек.
То, что случилось на Камчатке, стало широко известной и обсуждаемой новостью, однако ситуации, подобные этой, происходят регулярно. К счастью, итог чаще всего менее печальный. Например, 26 января 2017 года в Санкт-Петербурге дорогая иномарка заблокировала санитарный автомобиль во дворе жилого дома, карета как раз возвращалась с вызова и везла на экстренную госпитализацию пожилую женщину. Далее события развивались по знакомому сценарию: просьба медиков пропустить машину и агрессивная реакция со стороны автохама. Он требовал прекратить съемку, при этом дорогу освободить отказывался. Водитель пропустил скорую, только когда начали вызывать полицию.
Для полного искоренения подобных противоправных явлений считаем необходимым ужесточить уголовную ответственность в данном вопросе.
Частью первой статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. При этом ни имеющейся судебной практикой, ни разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации не подтверждаются случаи квалификации действий, как непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, являющееся нарушением Правил дорожного движения, как уголовное преступление в случае, если такие действия повлекли причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека.
На основании изложенного, законопроектом предлагается дополнить статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации частью первой.1, в соответствии с которой указанные действия, повлекшие причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, а также в случае если они совершены в состоянии алкогольного опьянения, будут квалифицированы как уголовного преступление.
Такое преступление посягает на безопасность жизни и здоровья человека, что выступает в качестве объекта преступления.
Ответственность лица, нарушившего данное правило вождения, за наступившие вредные последствия наступает при условии, если между нарушением и последствиями имеется причинная связь. При этом наличие физической зависимости между движущимся транспортом и пострадавшим лицом еще не указывает на существование причинной связи, которая в преступлениях рассматриваемой категории носит нормативный характер. Благодаря нормативности, причинная связь возможна и в случаях, когда физическое взаимодействие вообще отсутствует. Так, водитель отвечает за причинение вреда и в том случае, если своими неправильными действиями создавал помехи движению, в результате чего был причинен вред третьим лицам (в данном случае больному). Например, водитель, препятствовавший проезду машине скорой помощи и не обеспечивший свободный ее проезд, должен нести ответственность за наступившее последствие, если создал препятствия для быстрого проезда специального транспорта, а также создал препятствия для оказания скорой медицинской помощи, тем самым причинил тяжкий вред здоровью человека либо смерть человеку.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета.
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения либо принятия законов и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.