Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке
на проект федерального закона N 15474-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части порядка индексации выплат, пособий и компенсаций",
внесенный Правительством РФ
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию и науке, рассмотрев в части своей компетенции проект федерального закона N 15474-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части порядка индексации выплат, пособий и компенсаций" (далее - законопроект), отмечает следующее.
Законопроектом предлагается установить с 1 января 2018 года единообразный подход к механизму определения размера индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных отдельными законодательными актами Российской Федерации. Также статьей 12 законопроекта предлагается изложить в новой редакции часть 10 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", учитывая при определении размера стипендиального фонда индексацию "с 1 сентября текущего года на индекс роста потребительских цен за прошедший год, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период". Комитет отмечает, что в настоящее время Федеральным законом N 273-ФЗ установлено, что размер стипендиального фонда определяется "с учетом уровня инфляции", а также в нем отсутствует норма, допускающая изменение условий индексации размера стипендиального фонда федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Комитет считает, что предлагаемая законопроектом замена понятия "уровень инфляции" на понятие "индекс потребительских цен" является целесообразной, поскольку "индекс потребительских цен" используется в качестве одного из основных показателей, характеризующих уровень инфляции в Российской Федерации.
Однако, по мнению Комитета, в отношении сроков начала индексации выплат, пособий и компенсаций принцип установления единообразного подхода в полной мере не соблюден. Предлагаемая в законопроекте индексация стипендиального фонда с 1 сентября текущего года ставит обучающихся в неравные условия по сравнению с другими категориями граждан, получающими согласно законопроекта выплаты, пособия и компенсации "с 1 февраля текущего года". В случае начала индексации стипендиального фонда на семь месяцев позже, чем для других категорий граждан, более пяти миллионов студентов, обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования, потеряют в размере стипендии (академической, социальной, стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам). Средства на оказание материальной поддержки нуждающимся обучающимся, средства для организации культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы с обучающимися, которые рассчитываются от стипендиального фонда, также будут доводиться до образовательных организаций без повышения размера. Комитет полагает, что установление начала индексации стипендиального фонда с 1 февраля текущего года не только позволит избежать социальной несправедливости и снять возможную напряженность в студенческой среде, но и снизит последствия инфляции и снижения общего дохода огромного количества российских семей, в которых есть студенты. Комитет считает, что использование единообразного подхода необходимо распространить на сроки индексации всех категорий выплат, пособий, компенсаций, в том числе и стипендий.
Комитет не поддерживает введение законопроектом отсылочной нормы "если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период", устанавливающей дополнительное ограничение по финансированию гарантированных государством выплат, пособий, компенсаций. Комитет считает, что данная формулировка нарушает сложившуюся и оправдавшую себя практику законодательного закрепления государственных гарантий выплат различных видов пособий разным категориям граждан, включая стипендиальное обеспечение, нормами соответствующих специальных федеральных законов. Использование предложенной в законопроекте нормы ставит под сомнение механизм закрепления прав и гарантий обучающихся в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", зафиксирует возможность отступления государством от взятых на себя обязательств.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по образованию и науке считает возможным принятие в первом чтении законопроекта N 15474-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части порядка индексации выплат, пособий и компенсаций" в случае учета высказанных замечаний при подготовке ко второму чтению.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.