Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 15474-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части порядка индексации выплат, пособий и компенсаций",
внесенный Правительством РФ
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрел проект федерального закона N 15474-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части порядка индексации выплат, пособий и компенсаций" в части вопросов, относящихся к ведению Комитета.
Законопроектом предлагается предусмотреть, что размер выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных отдельными законодательными актами Российской Федерации, индексируется исходя из индекса роста потребительских цен за прошедший год, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. С учетом указанного подхода предлагается изменить порядок индексации выплат, пособий и компенсаций предусмотренных, в числе прочих:
абзацем шестым пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации";
частью первой.1 статьи 40 Федерального закона от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
При этом размеры окладов денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, должностных окладов судей, а также фонд оплаты труда помощников членов Совета Федерации и помощников депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации законопроектом предлагается увеличивать (индексировать) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Однако действующей нормой Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что размеры должностных окладов судей ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров должностных окладов судей принимается Президентом Российской Федерации.
Нормой Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" установлено, что размер месячного фонда оплаты труда помощников члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы увеличивается (индексируется) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен).
При этом, действие части первой.1 статьи 40 приостановлено до 1 января 2017 года Федеральным законом от 06.04.2015 г. N 68-ФЗ "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Согласно статье 4.1 указанного Федерального закона N 68-ФЗ в 2016 году оклады денежного содержания по должностям федеральной государственной гражданской службы, а также должностные оклады судей не увеличиваются (не индексируются). Аналогичное решение принималось и в 2014, 2015 гг.
Следует учесть, что проектом федерального закона N 15470-6 "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предлагается приостановить срок проведения индексации до 1 января 2018 г.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного законопроекта следует читать как "15470-7"
Таким образом, проектируемые изменения предлагается фактически отменить законодательно закрепленную социальную гарантию, предусматривающую ежегодную индексацию денежного содержания по должностям федеральной государственной гражданской службы, а также должностных окладов судей с учетом уровня инфляции (потребительских цен).
Представляется, что с учетом важности выполняемых судьями и государственными гражданскими служащими задач, степени возлагаемой на них ответственности, а также наличие законодательных ограничений по получению дополнительного заработка у данных специалистов, приведет к резкому снижению уровня социальной защищенности данных категорий граждан.
Необходимость внесения предлагаемых изменений аргументируется требованием о балансировке федерального бюджета с целью исполнения социальных обязательств Российской Федерации, в том числе, принятия решения о размере возможной индексации в соответствующем финансовом году.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 15474-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части порядка индексации выплат, пособий и компенсаций".
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.