Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 193841-6 "О внесении изменения в статью 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и изменения в статью 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (внесен Архангельским областным Собранием депутатов)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 193841-6 "О внесении изменения в статью 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и изменения в статью 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которым при наличии у гражданина одновременно права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг и обеспечения по иному нормативному правовому акту (например, Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения"), это обеспечение будет предоставляться только по одному основанию по выбору гражданина.
Согласно пояснительной записке данный законопроект разработан с целью исключения дублирования предоставления льгот в сфере лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Необходимо отметить, что реализация законопроекта может привести к ухудшению положения отдельных категорий граждан в части льготного лекарственного обеспечения.
Статьей 16 Федерального закона N 323-ФЗ закреплено полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан по установлению мер социальной поддержки лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в том числе по обеспечению указанных лиц лекарственными препаратами за счет средств субъектов Российской Федерации. Перечень заболеваний и порядок обеспечения населения лекарственными препаратами определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890. При этом данный перечень не идентичен перечню заболеваний, согласно которому у гражданина возникает право на льготное лекарственное обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, в рамках набора социальных услуг, приобретенными за счет субвенций из федерального бюджета.
Следует отметить, что наличие социальных гарантий в федеральном законодательстве не исключает их предоставление в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (см. определения Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2010 года N 10-Г09-12 и от 8 августа 2012 года N 1-АПГ12-10).
Реализация законопроекта может привести к созданию неравных условий для граждан, относящихся к одной и той же льготной категории. Если гражданин отказывается от социальной услуги по лекарственному обеспечению, предоставляемой в рамках набора социальных услуг, то он получает ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) в полном объеме и еще за ним сохраняется право на получение лекарственного обеспечения, установленного иными нормативными правовыми актами. В то время как лица, выбравшие социальную услугу по обеспечения лекарственными средствами из набора социальных услуг, получат ЕДВ в размере уменьшенном на стоимость этой услуги, и при этом будут лишены права на дополнительные меры социальной поддержки в части лекарственного обеспечения, установленные иными нормативными правовыми актами.
С принятием данного законопроекта может возрасти количество граждан, которые откажутся от набора социальных услуг в пользу денежной компенсации и примут решение получать льготные лекарственные препараты за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом уменьшатся суммы субвенций, выделяемых из средств федерального бюджета, и могут возникнуть непрогнозируемые дополнительные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации.
В пояснительной записке и финансово-экономическом обосновании к законопроекту отсутствует надлежащее обоснование экономико-социального аспекта целесообразности его принятия с расчетами объемов излишней финансовой нагрузки, которую несут соответствующие бюджеты при предоставлении льгот в сфере лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья, как соисполнитель по данному законопроекту, рекомендует его отклонить. Комитет Совета Федерации по социальной политике концепцию проекта федерального закона не поддерживает.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении отметило замечания юридико-технического характера.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 193841-6 "О внесении изменения в статью 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и изменения в статью 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.