Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 15457-7 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 28.10.2016 N 7/1 Комитет Государственной Думы по охране здоровья (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 15457-7 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов сформированы в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Основными направлениями бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Параметры бюджета Фонда рассчитаны в соответствии с макроэкономическими показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов от 14 октября 2016 года (по базовому варианту).
Расчет показателей бюджета Фонда произведен исходя из численности граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС) по состоянию на 1 апреля 2016 года в количестве 146,5 млн. человек, в том числе неработающего населения - 85,3 млн. человек.
Основные характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования представлены в следующей таблице:
млрд. рублей | |||||
|
2017 год проект |
2018 год проект |
2019 год проект |
2018 год в % к уровню 2016 года |
|
ДОХОДЫ - всего в том числе: |
1661,7 |
1705,9 |
1841,1 |
2067,4 |
124,4 |
межбюджетные трансферты из федерального бюджета на выпадающие доходы |
25,4 |
27,4 |
26,7 |
1,7 |
6,7 |
РАСХОДЫ - всего в том числе: |
1594,9 |
1735,0 |
1911,7 |
2022,3 |
126,8 |
субвенции территориальным фондам ОМС |
1458,6 |
1613,2 |
1793,5 |
1886,5 |
129,3 |
расходы на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС |
94,3 |
96,7 |
96,7 |
96,7 |
102,5 |
родовые сертификаты |
18,7 |
18,1 |
18,2 |
17,4 |
93,0 |
изготовление и доставка полисов ОМС единого образца |
2,5 |
1,3 |
0,6 |
0,6 |
0,24 |
Дефицит(-)/Профицит (+) |
(+) 66,8 |
(-) 29,0 |
(-) 70,6 |
(+) 45,1 |
|
* С учетом изменений, вносимых проектом федерального закона N 15461-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год" и проектом федерального закона N 2428-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год".
Общий объем доходов бюджета Фонда планируется на 2017 год в сумме 1705,9 млрд. рублей, на 2018 год - 1841,1 млрд. рублей, на 2019 год - 2067,4 млрд. рублей.
Сумма страховых взносов на ОМС работающего населения, поступающих в доход бюджета Фонда, рассчитана исходя из фонда заработной платы по прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год в размере 20 476 млрд. рублей, на 2018 год - 21 637 млрд. рублей, на 2019 год - 22 737 млрд. рублей.
Общий размер страховых взносов на ОМС работающего населения оценивается на 2017 год в сумме 1 059,9 млрд. рублей, на 2018 год - 1 145,2 млрд. рублей, на 2019 год - 1 396,5 млрд. рублей с учетом взимания недоимки прошлых лет за счет передачи полномочий по администрированию указанных страховых взносов Федеральной налоговой службе.
Для основной категории плательщиков объем поступления страховых взносов на ОМС работающего населения рассчитан в 2017 - 2018 годах по тарифу 5,1%.
В целях обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджета Фонда расчет страховых взносов на 2019 год произведен по тарифу 5,9% без ограничения предельной величины базы для начисления страховых взносов. Соответствующие правовые основания вносятся проектом федерального закона N 15466-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование". Это позволит сохранить уровень оплаты труда медицинских работников, достигнутый в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ N 597).
Размер учтенных в бюджете Фонда межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением отдельным категориям плательщиков льготного тарифа на уплату страховых взносов на ОМС работающего населения составит в 2017 году - 27,4 млрд. рублей, в 2018 году - 26,7 млрд. рублей, в 2019 году - 1,7 млрд. рублей. Уменьшение размера межбюджетных трансфертов на указанные цели в 2019 году объясняется переходом большинства категорий "льготных" плательщиков страховых взносов на полный тариф.
Размер страховых взносов на ОМС неработающего населения определен в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.11.2011 N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового вноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" (далее - Федеральный закон N 354-ФЗ) и статьей 51 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
На 2017 - 2019 годы расчет страховых взносов на ОМС неработающего населения произведен исходя из тарифа 18 864,6 рубля, коэффициентов дифференциации, утвержденных Федеральным законом N 354-ФЗ, и коэффициентов удорожания стоимости медицинских услуг в 2017 году - 1,0, в 2018 и 2019 годах - 1,0816.
Размер поступления страховых взносов на ОМС неработающего населения на 2017 определен в размере 618,7 млрд. рублей, на 2018 и 2019 годы - 669,1 млрд. рублей ежегодно.
Планирование расходов бюджета Фонда осуществляется в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения".
Расходы бюджета Фонда на 2017 год прогнозируются в сумме 1735,0 млрд. рублей, на 2018 год - 1911,7 млрд. рублей, на 2019 год - 2022,3 млрд. рублей (126,8% к уровню 2016 года).
Для финансирования полномочий Российской Федерации в сфере ОМС, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в бюджете Фонда предусмотрены субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС в сумме: на 2017 год - 1613,2 млрд. рублей, на 2018 год - 1793,5 млрд. рублей, на 2019 год - 1886,5 млрд. рублей.
Прирост субвенции по сравнению с предыдущим годом в 2017 году составит 154,6 млрд. рублей (10,6%), в 2018 году - 180,3 млрд. рублей (11,2%), в 2019 году - 92,9 млрд. рублей (5,2%). В 2019 году объем субвенций к уровню 2016 года возрастет на 29,3%.
На 2017 год законопроектом предусматривается распределение субвенций в разрезе субъектов Российской Федерации (приложение 6 к законопроекту).
Запланированный размер субвенции обеспечивает размер подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС на 2017 год - 9 335,7 рублей, на 2018 год - 10 379,3 рублей, на 2019 год - 10 917,1 рублей. Указанный размер подушевого норматива учтен в проекте постановления Правительства Российской Федерации о Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
Объем направляемой субвенции на финансовое обеспечение территориальных программ ОМС обеспечивает реализацию Указа N 597 в части повышения заработной платы медицинских работников по следующему сценарию достижения целевых показателей уровня соотношения средней заработной платы отдельных категорий медицинских работников к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе:
в 2017 году: по врачам - 180%, среднему медицинскому персоналу - 90%, младшему медицинскому персоналу - 80%;
в 2018 году: по врачам - 200%, среднему медицинскому персоналу - 100%, младшему медицинскому персоналу - 100%.
В 2019 году предполагается поддерживать достигнутый в 2018 году уровень соотношения средней заработной платы указанных категорий медицинских работников к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе.
На финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи в бюджете Фонда планируются обособленные целевые средства на 2017 - 2019 годы в размере 96,7 млрд. рублей ежегодно с учетом погружения 4 методов высокотехнологичной медицинской помощи в базовую программу ОМС в 2017 году и дальнейшего поэтапного расширения перечня видов (методов) высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемых в рамках базовой программы ОМС.
Указанные средства будут направляться:
- 90,7 млрд. рублей - на выполнение государственного задания федеральными государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти;
- 6,0 млрд. рублей - на софинасирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи медицинскими организациями субъектов Российской Федерации.
Законопроект предусматривает на 2017 год бюджетные ассигнования в размере 3,2 млрд. рублей (на уровне 2016 года) на предоставление единовременных компенсационных выплат в размере 1 млн. рублей медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, на условиях софинансирования указанных выплат из бюджета Федерального фонда в размере 60%.
Для создания правового основания продления единовременных компенсационных выплат на 2017 год соответствующие изменения вносятся проектом федерального закона N 15460-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Согласно проекту федерального закона N 15455-7 "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в 2018 - 2019 годах средства на указанные цели предполагается направлять из федерального бюджета. Бюджетные ассигнования в сумме 3,2 млрд. рублей зарезервированы по разделу "Здравоохранение".
С 2012 года единовременные компенсационные выплаты получили 20,3 тыс. медицинских работников. Комитет поддерживает продление на 2017 год и плановый период предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам и считает это значимой мерой социальной поддержки для привлечения медицинских кадров на работу в сельскую местность. Вместе с тем Комитет неоднократно обращал внимание на низкую эффективность использования выделяемых ассигнований из-за недостатка собственных средств у субъектов Российской Федерации для софинансирования единовременных компенсационных выплат.
В 2017 - 2019 годах планируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни: 2017 год - 18,1 млрд. рублей, 2018 год - 18,2 млрд. рублей, 2019 год - 17,4 млрд. рублей. Кроме того, указанные средства направляются на оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов.
Бюджетные ассигнования на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца предусмотрены на 2017 год в размере 1,3 млрд. рублей, на 2018 - 2019 годы - по 0,6 млрд. рублей.
На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая его содержание, планируются бюджетные ассигнования на 2017 год в сумме 724,7 млн. рублей, на 2018 год - 711,7 млн. рублей, на 2019 год - 703,6 млн. рублей. Расходы на указанные цели составляют в 2017 - 2018 годах 0,04% в общих расходах бюджета Фонда, в 2019 году - 0,03%.
В составе бюджета Фонда сформирован нормированный страховой запас для исполнения расходных обязательств Фонда в случае недостаточности доходов для их финансового обеспечения: на 2017 год в размере 1,7 млрд. рублей, на 2018 год - 1,9 млрд. рублей, на 2019 год - 20,4 млрд. рублей.
Дефицит бюджета Фонда на 2017 год в размере 29 млрд. рублей и на 2018 год - 70,6 млрд. рублей планируется обеспечить за счет переходящих остатков средств бюджета Федерального фонда. В 2019 году прогнозируется профицит в размере 45,1 млрд. рублей.
В целях повышения эффективности использования бюджетных ассигнований, предназначенных для финансового обеспечения единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, Комитет предлагает установить пропорцию долевого участия в софинансировании указанных выплат за счет средств бюджета Фонда и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении 70:30.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает принятие проекта федерального закона N 15457-7 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в первом чтении.
Заключение утверждено на заседании Комитета 3 ноября 2016 года (протокол N 6).
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.