Досье на проект федерального закона
Рассмотрев данный проект федерального закона с учетом поступивших отзывов, замечаний и предложений, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов отмечает следующее.
Законопроект направлен на предоставление статуса ветерана боевых действий военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов, выполнявшим в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года задачи в условиях вооруженного конфликта на территориях Российской Федерации, прилегающих не только к Чеченской Республике, но и на территориях Республик Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия-Алания, а также Курского, Буденновского районов Ставропольского края.
Вопрос о дополнении раздела III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах" от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ) новыми территориями, относящимися к зоне боевых действий, следует рассматривать в соответствии со статьей 3 указанного закона, согласно которой обязательным условием для признания лица ветераном боевых действий является его участие в боевых действиях. Для включения в названный Перечень необходимо наличие соответствующих признаков боевых действий, а именно:
а) боевые действия вели федеральные органы исполнительной власти в соответствии с принятыми решениями высших федеральных органов исполнительной власти;
б) определен противник, с которым велись боевые действия.
В этой связи лица, не принимавшие участия в боевых действиях, признаваться ветеранами боевых действий не могут по определению.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 г. N 896 "О зонах вооруженных конфликтов" Правительство Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации и других министерств и ведомств, в которых законодательством предусмотрена военная служба, принимает решение об отнесении территорий Российской Федерации к зонам вооруженного конфликта.
В отношении перечисленных в законопроекте территорий таких решений не принималось, а военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов выполняли задачи по разграничению противоборствующих сторон, поддержанию конституционного порядка, обеспечению общественной безопасности и ликвидации последствий этих конфликтов.
По оценке автора законопроекта, на его реализацию потребуется 893,3 млн. рублей в год за счет средств федерального бюджета. Однако в финансово-экономическом обосновании законопроекта данная оценка затрат федерального бюджета занижена, т.к. расчеты приведены исходя из размера ежемесячной денежной выплаты в сумме 2225,84 рублей. С 1 апреля 2014 года размер ЕДВ составлял 2337, 13 рублей, также не учтена ежегодная индексация указанной выплаты.
Кроме того, финансово-экономическое обоснование требует уточнения. При разработке законопроекта не учитывалась численность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России, работников прокуратуры, принимавших участие в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта на территориях, прилегающих к Чеченской Республике, в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
На законопроект получены отзывы от 17 законодательных и 44 исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из них:
- от 3 субъектов Российской Федерации получены положительные отзывы;
- от 4 субъектов Российской Федерации получены отрицательные отзывы;
- мнение 42 субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным, поскольку позиции законодательного и исполнительного органов государственной власти субъектов Российской Федерации разделились или одного из них представлены не были.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности не поддерживает концепцию законопроекта.
Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
Учитывая изложенное, комитет не поддерживает концепцию проекта федерального закона и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.