Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 15460-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 28.10.2016 N7/1 Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 15460-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Как следует из пояснительной записки, законопроект подготовлен в целях реализации проекта федерального закона N 15457-7 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Законопроектом вносятся следующие изменения в Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
1. Предлагается продлить до 31 декабря 2017 года сроки реализации программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в целях обеспечения завершения мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров, начатых в субъектах Российской Федерации в 2013 году.
Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 217-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", и в 2017 году будет осуществляться за счет остатков средств, образовавшихся по состоянию на 1 января 2017 года в бюджетах субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации "Ростех" в результате их неполного использования.
2. Продлевается на 2017 год осуществление единовременных компенсационных выплат в размере одного миллиона рублей медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, рабочий поселок или поселок городского типа.
При этом предусматривается ежемесячное предоставление уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориальным фондом обязательного медицинского страхования заявок на получение межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (сейчас - до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляются единовременные компенсационные выплаты). Конкретизируется предельный срок, в течение которого единовременная компенсационная выплата должна быть предоставлена - в течение 30 рабочих дней (вместо 30 дней). Представляется, что предлагаемые редакционные изменения не достаточны, чтобы сократить сроки получения медицинскими работниками указанных выплат и обеспечить равномерность их предоставления в течение бюджетного цикла.
Законопроектом также предусматривается дополнительное условие предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на указанные цели - устанавливается обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлять контроль за соблюдением условий осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (возрастной критерий, требования к образованию, тип поселения, заключение договора, софинансирование расходов).
Для финансового обеспечения единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году проектом федерального закона N 15457-7 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 3,2 млрд. рублей. Софинансирование из Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливается в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
С 2012 года по 2015 год единовременные компенсационные выплаты получили 20,3 тыс. медицинских работников. Вместе с тем Комитет неоднократно обращал внимание на низкую эффективность использования выделяемых ассигнований из-за недостатка собственных средств у субъектов Российской Федерации для софинансирования единовременных компенсационных выплат (2014 год - 56,8%, 2015 год - 58,5% от запланированного объема). В связи с этим Комитет полагает необходимым с учетом ожидаемого исполнения расходов на предоставление единовременных компенсационных выплат в 2016 году получить обосновывающие расчеты по изменению пропорции долевого участия в софинансировании указанных выплат за счет централизованных и региональных источников до соотношения соответственно 70 и 30 процентов.
3. Перечень полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 6 Федерального закона) дополняется полномочиями по "реализации мероприятий по совершенствованию предоставления застрахованным лицам медицинской помощи". По смыслу изменений, которые вносятся в пункт 3 части 6 статьи 26 Федерального закона, к этим мероприятиям относятся "мероприятия по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования", которые вряд ли можно считать "предоставлением застрахованным лицам медицинской помощи".
Реализация указанных мероприятий осуществляется за счет средств нормированного страхового запаса территориальных фондов обязательного медицинского страхования, сформированных от применения санкций к медицинским организациям за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
С 2017 года нормированный страховой запас территориального фонда обязательного медицинского страхования в части средств, направляемых на финансирование указанных мероприятий, будет формироваться за счет доходов бюджета территориального фонда, включая субвенцию на организацию обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, но в объеме средств от применения санкций к медицинским организациям за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи. У Комитета возникают сомнения в отношении планирования средств нормированного страхового запаса с учетом заранее предусмотренных штрафов. Эти положения законопроекта нуждаются в дополнительном обсуждении.
4. Предлагается признать утратившей силу часть 22 статьи 51 Федерального закона, предусматривающую предоставление в 2016 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования дотации на сбалансированность федерального бюджета.
5. По правилам юридической техники следует дополнить законопроект нормой о признании утратившим силу абзаца пятого подпункта "д" пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 01.12.2014 N 418-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
По законопроекту у Комитета имеются следующие замечания и предложения.
1. Комитет полагает необходимым получить дополнительную информацию:
- о реализации мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров по состоянию на 01.11.2016;
- о реализации мероприятий по предоставлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2016 году в разрезе субъектов Российской Федерации;
- методические материалы о распределении средств нормированного страхового запаса территориальных фондов обязательного медицинского страхования, сформированных от применения санкций к медицинским организациям за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
2. Комитет считает принципиально не верным увязывать расходы на мероприятия по дополнительному профессиональному образованию медицинских работников и по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования с доходами от штрафов, налагаемых на медицинские организации, и предлагает в перспективе проработать иное законодательное решение.
В заключении Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам (соисполнитель) законопроект поддерживается.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта с замечаниями.
Изложенные замечания и предложения могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию проекта федерального закона N 15460-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 10 ноября 2016 года (протокол 7).
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.