Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 95064-7 "О внесении изменений в главу 24 Уголовного кодекса Российской Федерации в части декриминализации ответственности за нарушения законодательства о публичных мероприятиях и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в главу 24 Уголовного кодекса Российской Федерации в части декриминализации ответственности за нарушения законодательства о публичных мероприятиях и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" направлен на устранение очевидной ошибки, допущенной законодателем в 2014 году, когда Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 212.1 "Неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования". Ошибочность, поспешность, недостаточная практическая и теоретическая обоснованность введения подобного рода статей с административной преюдицией в уголовное законодательство в полной мере проявилась при рассмотрении судами нескольких уголовных дел. Общественный резонанс назначения уголовного наказания И.И. Дадину во многом связан с несправедливостью наказания - несоразмерностью наказания тяжести и общественной опасности проступка.
Формулировка санкций статьи 212.1 по своему построению и составу близка конструкции части 1 статьи 213 "Хулиганство" Уголовного кодекса Российской Федерации. При этом основанием для назначения судом наказания по статье "Хулиганство" являются такие факты и обстоятельства, как нарушение общественного порядка, выражающееся в явном неуважении к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Формальным же основанием для назначения наказания по статье 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации является лишь факт неоднократного нарушения положений статьи 20.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации безотносительно к тому, кем - участником или организатором публичного мероприятия эти нарушения допущены.
На возможность возникновения дополнительных рисков нарушения прав участников публичных акций указывалось Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. В 2015 году в Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации также указывалось на необходимость обращения в Конституционный Суд Российской Федерации для оценки соответствия вновь введенной статьи 212.1 в Уголовный кодекс Российской Федерации положениям Конституции Российской Федерации. Очевидно, что формулировка статьи 212.1 предусматривает уголовную ответственность лица, которое уже понесло ответственность в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. В статье 50 Конституции Российской Федерации содержится запрет повторного наказания за один проступок: "Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление".
Как известно, Конституционный Суд Российской Федерации 24 января 2017 года по жалобе И.И. Дадина рассмотрел дело на предмет соответствия статьи 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации положениям Конституции Российской Федерации. Однако независимо от того, какое решение вынесет Конституционный Суд Российской Федерации, в рамках полномочий законодателя остается решение вопроса об установлении справедливого наказания, соразмерного степени тяжести проступка. На необходимость соблюдения принципа соразмерности в законодательной деятельности неоднократно указывал в постановлениях Конституционный Суд Российской Федерации.
Авторы законопроекта о введении статьи 212.1 в Уголовный кодекс Российской Федерации при его внесении преследовали лишь одну цель: установлением уголовной ответственности предупредить повторные нарушения законодательства при проведении публичных мероприятий. Однако степень тяжести проступка и явная жесткость и несоразмерность наказания уровню тяжести проступка не принимались во внимание. В результате моральные и политические издержки принятия такого решения оказались недопустимо высоки для общества в целом и конкретных граждан в частности.
Приведенные выше доводы являются достаточными для того, чтобы принять законодательное решение об исключении статьи 212.1 из главы 24 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Исключение статьи 212.1 из Уголовного кодекса Российской Федерации потребует внесение согласованных изменений в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в главу 24 Уголовного кодекса Российской Федерации в части декриминализации ответственности за нарушения законодательства о публичных мероприятиях и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 24 Уголовного кодекса Российской Федерации в части декриминализации ответственности за нарушения законодательства о публичных мероприятиях и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 24 Уголовного кодекса Российской Федерации в части декриминализации ответственности за нарушения законодательства о публичных мероприятиях и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в главу 24 Уголовного кодекса Российской Федерации в части декриминализации ответственности за нарушения законодательства о публичных мероприятиях и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.