Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 168913-6 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по образованию лесных участков),
внесенный депутатами Государственной Думы В.И. Кашиным, И.И. Никитчуком, А.И. Фокиным, Л.А. Огулем, А.Б. Василенко, Б.В. Иванюженковым, А.Е. Бобраковым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 168913-6 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по образованию лесных участков), внесенный депутатами Государственной Думы В.И. Кашиным, И.И. Никитчуком, А.И. Фокиным, Л.А. Огулем, А.Б. Василенко, Б.В. Иванюженковым, А.Е. Бобраковым, и отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, он разработан в целях совершенствования правового регулирования использования и предоставления лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, а также в целях упрощения проведения государственного кадастрового учета земельных участков из состава земель лесного фонда.
В соответствии с действующей редакцией статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы отдельные полномочия в области лесных отношений, в том числе по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
Вместе с тем, отсутствие в лесном законодательстве четкого разграничения полномочий по данному вопросу приводит к тому, что в отдельных регионах данные функции осуществляют не уполномоченные в сфере лесных отношений органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а иные органы государственной власти. Это, в свою очередь, ведет к увеличению сроков предоставления лесных участков для различных видов использования, необоснованному усложнению процедуры перевода земель лесного фонда в земли иных категорий.
Законопроектом предлагается внести уточнения в пункт 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации и конкретизировать полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений в части принятия решений об образовании лесных участков и согласования местоположения границ лесных участков. В связи с тем, что данные полномочия представляют функции по принятию соответствующих управленческих решений, и в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации фактически осуществляются уполномоченными в области лесных отношений органами государственной власти субъектов Российской Федерации, принятие законопроекта не повлечет увеличения количества государственных служащих, а также дополнительных расходов из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Концепция законопроекта поддерживается двумя Комитетами Совета Федерации: по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, а также подавляющим большинством органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представивших отзывы на данный законопроект.
Комитет также считает, что проблемы, на решение которых направлен рассматриваемый проект федерального закона, являются крайне актуальными. Его принятие позволит устранить избыточные административные барьеры при предоставлении лесных участков, а также при внесении сведений о лесных участках в государственный кадастр недвижимости.
В то же время необходимо отметить, что по отдельным положениям законопроекта имеются следующие замечания.
Представляется некорректным использование формулировки "образование участков" применительно к лесным участкам ввиду существенных отличий соответствующих процедур, предусмотренных земельным и лесным законодательством.
Так, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, при формировании земельных участков осуществляются кадастровые работы. Статьей 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется проектирование лесных участков при проведении лесоустройства, и подготавливается проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков (статьи 68, 69).
Далее, предлагаемые изменения к статье 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" утратили свою актуальность в связи с тем, что аналогичные изменения были внесены в данную статью Федеральным законом от 23.07.2013 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости".
Кроме того, Комитет поддерживает замечания к содержанию законопроекта, изложенные в заключениях Правового управления Аппарата Государственной Думы от 18.12.2012 г. и Государственно-правового управления Президента Российской Федерации от 28.11.2012 г. (считает нецелесообразным поддерживать законопроект).
Следует отметить также, что, в соответствии с указанным заключением Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, затрагиваемые законопроектом вопросы необходимо решить в подготавливаемом ко второму чтению проекте федерального закона N 432575-4 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции поправок Правительства РФ), который направлен на реформирование земельного законодательства в части предоставления земельных участков.
Однако в настоящее время Минэкономразвития России и иным федеральным органам государственной власти поручено в срок до 15 октября 2013 года подготовить и внести в Правительство РФ самостоятельный законопроект на основе указанного проекта N 432575-4 (поручение Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 18 сентября 2013 года N ДМ-П13-6663). При этом сроки внесения нового законопроекта в Государственную Думу не установлены.
Кроме того, в соответствии с перечнем Поручений Президента Российской Федерации по вопросам использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов от 01 сентября 2013 года N Пр-2039 Правительству РФ поручено в срок до 1 января 2014 года обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, предусматривающих учет специфики определения границ лесных участков, осуществления их кадастрового учета, государственной регистрации прав на лесные участки и совершения сделок с ними.
С учетом актуальности поставленных задач Комитет считает целесообразным урегулировать указанные вопросы в рассматриваемом проекте федерального закона N 168913-6 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В этой связи для выработки согласованной позиции между субъектами права данной законодательной инициативы, Правительством Российской Федерации, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Федеральным Собранием, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в целях реализации поручения Президента РФ, Комитет в соответствии с пунктом "а" части шестой статьи 112 Регламента Государственной Думы рекомендует авторам законодательной инициативы изменить текст законопроекта и доработать его до первого чтения с учетом высказанных замечаний и предложений.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.