Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока
по проекту федерального закона N 1177357-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(внесен членами Совета Федерации В.И. Матвиенко, Г.Н. Кареловой, Д.И. Азаровым, С.М. Киричуком, А.К. Акимовым, В.А. Штыровым, А.И. Отке, Н.И. Рыжковым, А.К. Тулохоновым, В.А. Лебедевым, А.Г. Варфоломеевым, В.В. Полетаевым, Н.В. Федоровым, А.И. Широковым, Н.В. Петрушкиным, Д.В. Мезенцевым)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел в пределах своей компетенции проект федерального закона N 1177357-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее проект федерального закона).
Как следует из пояснительной записки к представленному законопроекту, необходимость внесения изменений в действующий Федеральный закон от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа" обусловлена рядом проблем, возникших в правоприменительной практике при его реализации.
Законопроектом предлагается внести изменения в часть 3 статьи 2, изложив ее в новой редакции. Предлагаемые изменения предусматривают, что территории, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, должны определяться законом субъекта Российской Федерации. По мнению авторов законопроекта, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект указанного закона субъекта Российской Федерации, который должен содержать согласованные с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, описание местоположения территорий, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, их площадь и основания по которым земельные участки в границах указанных территорий не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование.
В действующей редакции Федерального закона право определять территории, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, предоставлено высшим исполнительным органам государственной власти дальневосточных субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на территории Дальневосточного федерального округа функции по координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ.
Комитет поддерживает вносимые изменения исходя из того, что положения части 3 статьи 2 Федерального закона касаются наиболее важных общественных отношений - отношений по выделению земельных участков на территории региона, и требуют именно законодательного закрепления.
В части 7 статьи 2 действующего Федерального закона предусмотрено, что предоставление в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельного участка осуществляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление земельных участков в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством. Таким образом, соответствующие полномочия возлагаются на органы местного самоуправления всех муниципальных образований, включая городские и сельские поселения. Такое количество уполномоченных органов осложняет координацию деятельности, направленную на реализацию Федерального закона, осуществление мониторинга и сбор информации, создает неудобства для граждан при подаче заявлений о предоставления земельных участков.
Авторы законопроекта предлагают новую редакцию части 7 статьи 2 Федерального закона в части закрепления функций по предоставлению земельных участков, не относящихся к землям лесного фонда, за органами государственной власти или органом местного самоуправления только муниципального района и городского округа, уполномоченными на предоставление земельных участков в соответствии с земельным законодательством. Функции по предоставлению земельных участков из состава земель лесного фонда закрепить за органом государственной власти, уполномоченным на предоставление земельных участков в соответствии с лесным законодательством.
Вместе с тем, комитет обращает внимание на то, что в соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона по истечении пяти лет со дня предоставления земельного участка из состава земель лесного фонда в безвозмездное пользование гражданину такой участок предоставляется ему при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных частью 8 статьи 10 Федерального закона только в аренду.
Законопроектом предлагается внести изменение, предусматривающее право гражданина на предоставление земельного участка в безвозмездное пользование, в случае, если на нем расположены объекты недвижимости, правообладателем которых является заявитель. В случае принятия предлагаемых изменений, будет возможно предоставлять гражданам те участки, на которых этими гражданами еще до начала 2000-х годов были возведены дома и иные сооружения. В то время как в действующей редакции Федерального закона (пункт 2 статьи 7) одним из оснований для отказа в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование являются случаи, когда испрашиваемый земельный участок предоставлен гражданину до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (до 29 октября 2001 года) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства и в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на такой земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права.
Предлагаемое изменение, без сомнения, затронет интересы многих граждан на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, поскольку касается безвозмездного оформления земельных участков, на которых уже имеются дома и иные сооружения.
Авторами проекта федерального закона предлагается дополнить перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование новым основанием - прекращением гражданства Российской Федерации.
Принимая во внимание, что представленный проект федерального закона направлен на решение вопросов привлечения граждан на постоянное место жительства на территорию Дальневосточного федерального округа, снижение оттока местного населения, а также на ускорение социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, комитет считает возможным поддержать представленный проект федерального закона и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Настоящее заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока 1 ноября 2016 года.
Председатель комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.